История создания и родина фейерверков. История появления фейерверков в россии В каком году появился первый фейерверк

История

Фейерверки были изобретены в Китае в 12 веке н. э. Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] В Европе фейерверк впервые появился в Италии . В России мастера фейерверков появились в 1545 году при Стрелецком полку , а первый масштабный фейерверк сделан в 1674 году в Устюге .

Основными составными частями фейерверков являются:

  • корпус (из картона, бумаги, алюминия, пластмасс)
  • заряды (вышибные, воспламенительно-разрывные и звуковые) из дымных порохов, бездымных порохов и пиротехнических составов типа фотосмесей
  • пироэлементы в виде звёздочек, факелов, таблеток из световых, дымовых и звуковых пиротехнических составов
  • средства воспламенения - огнепроводный шнур, электровоспламенители

При горении пиротехнические составы могут развивать высокую температуру (до 3000 °C).

Ещё в древние времена придавали огню большое значение. Его использовали и как средство коммуникации, и как предупреждение об опасности, и для оформления различных ритуалов, священнодействий. У многих народов существуют традиции, связанные с использованием костров (в России - это Масленица , праздник Ивана Купалы), свечей, факелов и т. п. Это были прообразы первых фейерверков.

Существует предположение, что первыми фейерверками были куски зелёного бамбука, который взрывался, когда его бросали в костёр. Взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали злых духов на все праздники, пока не изобрели порох. В поиске эликсира бессмертия даосские учёные смешали селитру, древесный уголь и серу, получив чёрный порошок, который горел медленно, но очень устойчиво и ярко.

Новый год при правлении императора Ю-Суна отметили по-новому: засыпая чёрный порошок в стебли бамбука и закидывая тысячи таких изделий в костёр под слова императора: «Пусть ночь превратится в день!» Потом огненные зрелища были объявлены частью религиозной церемонии, и на них ввели государственную монополию. Применять порох разрешалось только специально обученным монахам. Это были первые пиротехники.

Уже к XV веку каждая европейская страна имела свои традиции фейерверка. В Италии и Германии даже формировались пиротехнические школы.

В начале XIX века развитие фейерверка вступило в новую стадию. Теперь пиротехники задумались не только над технической стороной, но и над варьированием цветов фейерверка. Палитра значительно расширилась, также появились новые спецэффекты.

В России первый фейерверк был устроен в городе Устюг в 1674 году. При Петре I фейерверки становятся частью увеселений, устраиваемых на различных торжествах. Так, фейерверк по случаю 18-летия Петра I 26 февраля 1690 года [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] [ ] состоял из 3 серий по 56 залпов, в результате в небе был изображён Геркулес, раздирающий пасть льва , согласно другому источнику, этот фейерверк был устроен в дни масленицы 1693 года в подмосковном селе Воскресенском , а упомянутое изображение Геркулеса было на транспаранте, который осветил этот фейерверк . Сохранилась гравюра А. Шхонебека , ныне хранящаяся в Амстердамском музее , где изображён фейерверк, состоявшийся 12 февраля 1697 года в Красном Селе и посвящённый взятию Азова . Современник так описывал этот фейерверк: «...на льду представлен был прекрасный фейерверк. Оный состоял из разных искусных машин, расположен был в двойном четырехугольнике и окружен всякого рода и всяких величин ракетами, которые занимали на льду великое пространство.»

До него рекордсменом был фейерверк 2012 года в Кувейте .

Не путать с салютом

Не следует смешивать понятия «салют» и «фейерверк». Салют - это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия, традиция военных парадов. Например, известна традиция «салюта наций» при прибытии военного корабля с мирными намерениями в иностранный порт или во время официального визита высокопоставленных иностранных гостей. Отличительная особенность салюта - однообразие пиротехнических эффектов[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . Артиллерийские орудия, из которых производится салют, как правило, оборудуются специальными глушителями.

Техника безопасности

  1. Приобретение . При покупке фейерверочных изделий необходимо убедиться, что упаковка не повреждена, инструкция на упаковке составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ, проверить срок годности.
  2. Транспортировка и хранение . При транспортировке следует исключить встряхивание, переворачивание и падение фейерверочных изделий. Хранить изделия в сухих, теплых помещениях (до 30°С), недоступных для детей.
  3. Эксплуатация . На упаковке изделия в инструкции по применению указаны радиус безопасной зоны и другие условия использования изделия. Как правило, это должна быть ровная площадка, свободная от домов, деревьев и линий электропередач, радиусом не менее 100 м. Во избежание опрокидывания следует укрепить изделие песком, снегом или кирпичами и убедиться, что изделие размещено строго вертикально. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием. После поджога фитиля следует немедленно удалиться на безопасное расстояние. В последнее время, перед новогодними праздниками, объявляют расположение специально отведенных мест для массового запуска фейерверков.
  4. Если не сработало . Если фитиль догорел, но фейерверочное изделие не сработало, необходимо выждать 15 минут, затем утилизировать изделие в воде.

Детям до 16 лет по Российскому законодательству фейерверки не продаются, и им использовать их категорически запрещается[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .

Что такое Новый год? Это мишура, мандарины, оливье, елка и, конечно же, фейерверки. Взрослые и дети с одинаковым восторгом наблюдают яркие огни, вспыхивающие в небе. Сегодня мы вспомним историю появления фейерверков. Эта традиция появилась еще в 7 веке в Китае, и только спустя много столетий стала популярна во всем мире!

Современный фейерверк

Фейерверки были изобретены в Китае во время правления императорской династии Тан. Мастера пиротехнического искусства скоро стали почитаемыми в обществе: они знали, как удивить зрителей и создать невероятное шоу. Для китайцев это было особенно важно, поскольку, согласно поверьям, фейерверки прогоняли прочь злых духов и приносили удачу и счастье. Запуск фейерверка требовал особого мастерства и знаний, этому подолгу обучались и постоянно совершенствовали полученные навыки.

Китайский фейерверк, иллюстрация из сборника, изданного в 1628-1643 гг.

Гораздо позже фейерверки стали запускать исключительно ради развлечения и в знак торжественности момента. Сохранились сведения о грандиозном фейерверке 1110 года, который устроили во время военного парада для того, чтобы потешить императора Хуэй-цзун и его двор.

Английская иллюстрация китайского фейерверка, XVIII в.

Благодаря длительному изучению пиротехнических свойств пороха, китайцы одними из первых стали использовать его в военных целях. В середине XIII века арабы переняли знания, полученные у китайцев. Согласно сохранившимся записям, они были поражены «китайскими цветами» (так они называют фейерверки) и стали изучать технологию их создания.

Фейерверк на Темзе, Лондон, 1749 год


«Китайские цветы» появились в Европе в XVII веке. Это был период увлечения азиатской культурой в целом, и фейерверки – не стали исключением. Европейцы охотно перенимали ландшафтные решения для обустройства сада, с интересом знакомились с китайской литературой, музыкой, живописью. В частности, генерал-поручик Лев Измайлов, посетивший Китай с дипломатической миссией, отмечал, что в этой стране запускают такие фейерверки, каких в Европе никто и представить не может.

Современный фейерверк


К 1765 году появились первые руководства с подробными описаниями технологии создания различных китайских фейерверков. Так изобретение Поднебесной покорило мир. Представить нынешний Новый год без праздничных фейерверков просто невозможно.

Фейерверк — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.

История
Китайцы изобрели в свое время порох отнюдь не для военных целей. Они изобрели его для фейерверков. Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков - иллюминация. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и, в конце концов, стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах и культурной жизни народов.
Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. А у древних египтян был даже праздник под названием "светильники". Известно, что во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочного искусства в частности, произошел после изобретения Калиником Гелиопольским в 668 г. так называемого "греческого огня". Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали огненные шары, которые опаляли пехоту и кавалерию. Состав "греческого огня" хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках. Коренной переворот в пиротехнике и фейерверочном искусстве произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки. Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того, как появился в Европе. Китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов. О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века. В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV - XV веках считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В России систематическое проведение "огненных потех" началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность "порохового заведующего", в чьи обязанности входило также изготовление и запуск фейерверков. В некоторых источника указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат.
При дворе царя Михаила Федоровича была учреждена особая "потешная палата", имевшая штат "потешников", организовывавших разные развлечения, в том числе и "огненные потехи". К концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.

С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Эффектные фейерверочные представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу и т.п. Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз - калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в "немецкой слободе". Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки. Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться: искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство. К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе.

При Петре I
огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить "несколько ракетов, сколько у кого случится", свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Также проводились специальные фейерверочные представления с использованием декораций. Процедура подготовки и проведения фейерверочных представлений в первой половине XVIII века была следующей. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность нередко выполняли видные ученые того времени М.В.Ломоносов, И.П.Кулибин и др. Они использовали свои знания в области геральдики, мифологии, истории, химии и, сообразуясь с поводом торжества, составляли подробную программу. Если программа писалась на немецком языке, то ее переводили на русский, в зтом принимали участие такие известные литераторы, как В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и фортификации, где давали указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. Затем строился "фейерверочный театр" - огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в фейерверочных представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа, публика получала программу фейерверка. На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, а 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В начале XIX века
фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Как и прежде, в основном фейерверочные изделия изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. В первой половине XIX века фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее "бертолетовой солью", послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.
После октябрьского переворота, в период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Первый
военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода
. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве. После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, к 50-летию образования СССР, для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.
Новый скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 90-е годы, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и также стал возможен легальный импорт разнообразной пиротехники из КНР. Сегодня Китай является крупнейшим мировым производителем всех видов развлекательной пиротехники, китайские мастера ежегодно придумывают и воплощают новые эффекты, регулярное международное общение позволяет обмениваться опытом в сфере фейерверочного искусства.
Кто придумал фейерверк

Фейерверк представляет собой красочные и яркие огни, разлетающиеся в воздухе при сжигании специальных пороховых составов. Чаще всего фейерверк используют во время праздников или торжеств. В древнем Китае, во времена правления знаменитой династии Хань, несколько тысяч лет назад, примерно в 210 году до нашей эры, были впервые изобретены фейерверки. Китайцы обратили внимание на то, как потрескивают и громко взрываются зажженные палочки бамбука. Этот громкий звук сильно пугал людей, и тогда они решили использовать горящий бамбук в ритуалах, отпугивающих злые духи. Позднее, в 400-500 годах до н.э., Южные и Северные правящие династии стали применять фейерверки в религиозных церемониях.
Начало первых современных фейерверков зародилось во времена правления династии Суи и Танг в 500-900 года до н.э., после открытия китайцами пороха. Великие изобретатели тех времен наполнили стебли бамбука изобретенными летучими смесями и стали поджигать их на костре. Первооткрыватели пришли в ужасный шок от увиденного зрелища и мощных оглушающих взрывов. Осознав весь потенциал своего изобретения, древние алхимики, те, кто придумал фейерверк, стали подбирать альтернативные бамбуку корпуса. Вскоре на замену бамбуку пришли бумажные трубки наполненные порохом и фитили из ткани. К началу тринадцатого века военные Китая изобрели новый вид фейерверка «земляная крыса». Открытый конец этого изобретения, после зажигания, выпускал горящий газ и толкал все изобретение по земле. Использовались такие «крысы» для отпугивания вражеских коней.
В 1292 году путешественник Марко Поло впервые привез фейерверки в Италию. Вскоре итальянцы начали проявлять интерес к искусству пиротехники, и в эпоху Европейского Резонанса, у них появились новые изобретения в виде снарядов, разрывающихся высоко в небе. Это открытие привело к изобретению современных фейерверков. Кроме этого, итальянцам удалось сконструировать такие виды фейерверков, как «фонтан», «конус», «бенгальские огни», «римские свечи».


Принято считать, что самый первый фейерверк был изготовлен из фрагментов зеленого бамбука, которые кидали в огонь, где они благополучно и взрывались. Таким взрывающимся бамбуком китайцы отпугивали всех злых духов во время различных торжеств до того времени, пока не придумали способ получения пороха. Благодаря этому, сейчас существует огромное количество всевозможных наземных и летающих фейерверков, петарды, бенгальские и римские свечи, дневные фейерверки и даже фейерверки для помещений!

О религиозных истоках праздника с фейерверком

В понимании современного человека, фейерверк предстает в виде особых декоративных огней, имеющих различные формы и цвета, которые получаются путем сжигания пиротехнических составов. Само же слово «фейерверк» имеет немецкое происхождение и расшифровывается, как «работающий огонь». Точно известно, что много лет тому назад древние люди использовали огонь не только как средство предупреждения об опасности, но и для оформления всевозможных ритуалов. В истории практически всех религий есть традиции, связанные с разжиганием костров, свечей, лампад на алтарях и даже с иллюминационными феериями, которые, по сути, являлись самыми первыми прообразами теперешней пиротехники. Буквально каждому такому празднику люди придавали поистине особенное значение, именно поэтому они и старались продумывать каждый нюанс использования пиротехники. В настоящее время, конечно же, люди перестали придавать фейерверкам такой особый смысл, какой был раньше. Теперь залпы салюта, хлопушки и свечи ассоциируются у нас исключительно с каким-нибудь торжеством, а не с таинством, как было ранее.

Фейерверк на Новый Год

Конечно же, из года в год люди стараются отмечать этот праздник фейерверками и салютами. В подавляющем большинстве случаев пиротехника используется самостоятельно, поэтому каждый человек волен сам выбирать не только продолжительность всего действа, но и его размах. Ведь вы можете устроить целый праздник с использованием хлопушек, бенгальских свечей и даже очень сложных фигур и пиротехнических декораций. Мы же предлагаем вам уникальную возможность на самом высшем уровне организовать по-настоящему не забываемое торжество с помощью высококвалифицированных специалистов.

Сначала они представляли из себя сгоравшие с негромким треском и веером искр пучки тонкого бамбука. Затем для усиления эффекта бамбук стали пропитывать растворами морской соли, калийной селитрой. Такие фейерверки давали обильные шум и пламя, и китайцы стали использовать их для ограждения жилища… от нечистой силы и духов. Одна из первых, дошедших до нас сложных рецептур – горючая смесь из серы, селитры, угля (или опилок бамбука) – изделие даосского врача и алхимика VII века Сунь Сымяо. Причем вспышка такой порохообразной смеси философски трактовалась им как слияние спокойного и холодного женского начала «инь» (селитры) с подвижным и горячим «ян» (серой) и признавалась в качестве одного из путей к достижению… бессмертия.

В России потешные «огненные шутихи» стали широко использоваться лишь при Петре I. Так, в 1712 году он даже потребовал от одного из посланных по важным государственным делам чиновников «достать и прислать композиции китайских фейерверочных фонтанов» . Кстати сказать, император, собравший обширную коллекцию книг по пиротехнике, собственноручно изготовлял составы для фейерверков и очень любил сам зажигать потешные огни. По свидетельству современника, как-то раз вечером «даны были во дворце Лефорта, с царской пышностью, разные увеселения. Собрание любовалось зрелищем потешных огней. Царь, как некий огненный дух, бегал по обнаженному от листвы саду и поджигал транспаранты и фонтаны, мечущие искры. Царевич Алексей и царевна Наталья были тоже зрителями сих огней, но из особой комнаты» . Петр I ввел в обычай и такое:

По примеру всех христианских народов – считать лета не от сотворения мира, а от рождества Христова в восьмой день спустя, и считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом… По дворам палатных, воинских и купеческих людей чинить стрельбу из небольших пушечек или ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А где мелкие дворы – собрався пять или шесть дворов – зажигать худые смоляные бочки, наполняя соломою или хворостом. Перед бурмистерскою ратушей стрельбе и огненным украшениям по их рассмотрению быть же….

В XVIII веке фейерверки стали пользоваться огромной популярностью, они были непременным развлечением на весенних и летних празднествах, где в разноцветных всполохах огня сгорали многие тонны пороховых смесей. В моде было составление аллегорических огненных фигур из огней и ракет. Любопытно, что изготовление фейерверков в России того времени доверялось лишь… академикам. Ломоносов Михаил Васильевич ставил свои собственные разработки составов зеленого пламени для фейерверков в один ряд с открытым им законом сохранения веществ. Русский механик-самоучка Кулибин Иван Петрович во время празднования пятидесятилетия Академии наук показал присутствующим свою первую «картинную иллюминацию». Он многие годы, проделывая многочисленные сложные опыты, усердно искал для них составы. Это позволило зажигать разноцветные огни из имбиря, шафрана и даже из… змеиной крови для потехи принцев-наследников престола Российского, случалось ему и выезжать из столицы на курьерских тройках вслед за князем Потемкиным в Таврию для устройства «огненного действа». Любопытно, что в своих экспериментах Кулибин пошел и дальше – для «иллюминаций комнатных» использовал спиртовые растворы. Им применялись в целях безопасности от пожаров и разного рода оптические устройства. Так, на одном из праздников перед присутствующими в сияющем на ночном небе «солнце» пронеслась фигура бога Аполлона – изобретатель на сей раз обошелся без фейерверочных огней, явив силуэт божества с помощью системы оптических зеркал и свечей.

Первый в Европе фейерверк был устроен в г. Виченце в 1379 году Итальянцы же во Флоренции в 1475 году применили и первый в Старом Свете вращающийся заряд – «жирандолу». В современной Италии очередной сезон фейерверков начинается с Нового года, причем победителем своеобразного соперничества между участниками признается не тот, кто запустит самый красочный заряд шутих, а тот, кто сумеет сделать это громче всех.

В Китае и других странах Азии Новый год отмечают 23 января. Любопытно, что даже на фасадах зданий, кроме бушующего вокруг моря огней, вывешиваются и многометровые хлопушки, подчас высотой с четырехэтажное здание, а смельчаков, которые их поджигают для получения каскадов оглушительных хлопков, горячо приветствуют и щедро награждают. По словам очевидца, в один из таких праздничных вечеров в Бэйхае, одном из парков столицы Китая:

на аллеях и дорожках сверкали гирлянды огней из разноцветных фонариков, вертелись освещенные изнутри большие круглые фонари с пляшущими по стенкам искусно вырезанными фигурками, с треском разрывались хлопушки, повсюду царило веселье, слышались песни, говор – словом, шло настоящее народное гулянье. Когда же стемнело, над озером и парком взлетели в воздух многокрасочные фейерверки. Кружились большие огненные колеса, прорезали темноту раскаленные стрелы, рассыпались над головой веером бутоны красных, желтых и зеленых цветов. Пестрые огни окрашивали толпы людей во все цвета радуги, и все это двигалось, шумело, смеялось, создавая незабываемое по игре красок зрелище.

Столь же живописен и «Праздник огней» . Задолго до него самым ходким товаром в лавках становится так называемая «потаха» – невзрачные на вид картонные коробочки самых разных форм и размеров, в которых скрыта сила, порождающая в нужный час ракеты и фейерверки разного вида, силы и яркости. Очевидец пишет:

Каждая из них имеет свое название, и вы можете выбрать, например, такую, которая будет огненной змеей долго извиваться по земле вокруг ваших ног, или такую, которая, подпрыгнув несколько раз как горящий шар, с треском взовьется в ночное небо и рассыплется там снопом разноцветных искр, или такую, которая будет метаться низко над землей в космах огненных прядей, – словом, любую или, вернее, любые. И можете поджигать их одну за другой или все вместе и любоваться их игрой и час и два – насколько хватит желания (и денег на их покупку).

Естественно, что и в нашей стране – множество любителей фейерверочных огней. Но, применяя их на празднике, необходимо не забывать и использовать только составы, имеющие соответствующие сертификаты.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: