Означает кардинал. Кардинал — это сан или должность? Организация, папство, учение и литургические традиции

КАРДИНАЛ (от лат. "дверной крюк") - в католичестве - высшие духовные лица, занимающие в церковной иерархии место непосредственно за папой, выше архиепископов и епископов. Иногда именуются "князьями Церкви".

Такое положение К. приобрели постепенно. При Феодосии Великом слово "К." обозначало чиновника. С 5 по 11 в. К. именовались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквах (не в селах), которые были прочно связаны со своими местами, "как дверь соединена с крюком, на котором висит". В то время как в других регионах титул К. исчезал, в Риме он приобретал все большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь, и ее настоятель назывался К. (вначале их было 7). Лишь в этих церквах совершались таинства.

К.-священники и К.-дьяконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще ниже епископов. К.-епископов тогда еще не было, но епископы Римской метрополии принимали участие и в совете, и в выборе папы.

В начале 6 в. титул "К." стал означать "превосходительство", "преосвященство".

К 8 в. К. образуют привилегированный класс духовенства, принимая участие в совершении папской литургии и входя в состав Римской духовной администрации. По декрету, принятому в 769, лишь К. мог быть избран папой.

В 11 в. епископы Остии, Порто, Руфины (позже соединенной с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума (ныне Фраскати) и Палестрины (ныне Пренесте) были также названы К.

Важное значение в истории развития сана К. имел декрет Папы Николая II, изданный в 1059, в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. До Латеранского Собора 1179 этим правом пользовались лишь К.-архиепископы, но на этом Соборе это полномочие вернули всей коллегии К. (см. Конклав ). При Иннокентии IV (1243-1254) К. получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать "ради возвышения святой веры, ради мира и покоя народа христианского, ради умножения и благосостояния Святой Римской Церкви". Бонифаций VIII (1295-1303) дал им княжескую мантию, Павел II (1464-1471) - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V (1566-1572) в 1567 запретил именоваться К. тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) К. получили титул Eminentissimus, Eminentia, который носили духовные курфюрсты.

Число К. бывало различно (в 12 в. редко более 30, уменьшалось даже до 7) вплоть до 1586, когда, по декрету Папы Сикста V (1585-1590), оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 К.-архиепископов, 50 К.-первосвященников и 14 К.-архидьяконов. Иоанн XXIII (1958-1963) снял это ограничение и с тех пор количество К. превосходит 100.

К.-священники и К.-дьяконы носят титулы по именам римских церквай и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах К. имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий.

К. назначаются исключительно папой сначала на тайном, потом на торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить К., - некоторое время не объявлять их имен, хранить их "у себя в груди", причем отсчет старшинства таких К. ведется со дня заявления папы о совершившемся назначении. В Новое время иностранцы, получившие сан К. по рекомендации своих правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались К. короны (Франция и Австрия, а также Испания и Португалия). К. вместе с папой образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший К.-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах. Для заведования определенным кругом дел из К. образуются комиссии, называемые конгрегациями. К. занимают известные должности папского управления.

Главные внешние отличия кардинальского сана: красная мантия, красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным К."), кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб.

 -  «Кардинал Святой Римской Церкви»). В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года , в функции кардиналов входит избрание папы римского на конклаве и помощь в руководстве Римско-католической церкви , которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при папе римском во время консисторий , и индивидуально, возглавляя ведомства и другие постоянные службы Римской курии и государства-града Ватикана . В совокупности кардиналы составляют коллегию кардиналов (до 1983-го года - Священная коллегия кардиналов; несмотря на упразднение эпитета Священная , её до сих пор иногда так называют), возглавляемую деканом .

Ранги кардиналов

Исторически сложились три ранга кардиналов :

История титула

История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .

Сведения о кардиналах

Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший кардинал-епископ . Образуя папскую консисторию , они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями ».

  • Кардинал-камерленго (Camerlengo ) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - помощник-заместитель папы в римской епархии ;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-государственный секретарь - премьер-министр и министр иностранных дел,
  • кардинал государственный секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитенциарий ,
  • кардинал-библиотекарь Ватиканской библиотеки и др.

Облачение и привилегии

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка , кольцо , крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «

В католической церковной иерархии, а также лицо, облеченное этим саном.

  • ru (религ.)
  • - В народе смятение, крики, рыдания, и вот, в эту самую минуту вдруг проходит мимо собора по площади сам кардинал великий инквизитор.
  • певчая птица а вьюрковых, с ярко-красным (цвета кардинальской мантии) м.
    • ru (орнитол.)
  • мелкая семейства карповых.
    • ru (ихтиол.)
  • умласк=.
    • ru (матем.)
  • (ложный неон) рыба семейства карповых
  • Ришелье
  • аквариумная рыбка
  • аквариумная рыбка и сан Ришелье
  • второй после Папы Римского
  • высокий сан у католиков
  • высшее духовное лицо
  • высшее духовное лицо католической церкви
  • высший (после папы) духовный сан в католической церкви
  • высший сан после Папы Римского
  • главный враг мушкетеров
  • главный враг мушкетеров по сану
  • должность Ришелье
  • духовное лицо, которое иногда бывает серым
  • духовный сан выше епископа
  • звание Мазарини
  • каждый из тех, кто собирается на конклав
  • католический священник
  • м. высший сан католического духовенства, кроме папы, которого избирают из среди себя кардиналы. Птица Таnagrа. Кардиналов, ему прнадлежщ.; карданальский, им свойственый. Кардинальский кусочек, хлупик, кончик костреца жареной, вареной птицы, куприк. Кардинальство ср. звание кардинала
  • небольшая певчая птица
  • ночная бабочка
  • очевидно, биолог, окрестивший эту китайскую красно-синюю рыбку, был ярым католиком
  • певчая птица и аквариумная рыбка
  • певчая птица семейства овсянковых с ярко-красным оперением у самца, обитающая в Америке
  • потенциальный Папа Римский
  • птица семейства воробьиных, певчая
  • птица семейства кардиналовых
  • роман американского писателя Торма Клэнси "Кремлевский..."
  • рыба семейства карповых
  • с ним д`Аратньян играл в шахматы
  • с ним д`Артаньян играл в шахматы
  • сан Мазарини
  • сан Ришелье
  • сорт винограда
  • сорт помидор
  • титул Ришелье
  • чин однофамильца одесского Дюка
  • роман американского писателя Торма Клэнси «Кремлевский...»
  • церковное звание
  • (лат. cardinalis - главный, преимущественный, от cardo - сущность). 1) сперва титул первого министра при дворе императора Феодосия Великого; потом титул важнейших, после папы, духовн. лиц, избирающих нового папу. 2) птичка из отдела пташек, похожая, по образу жизни, на нашего воробья. 3) холодный напиток из вина, апельсинной корки и сахара.
  • лат. cardinalis - главный - в католической церкви: высший (после Папы Римского) духовный сан.
  • высшее духовное лицо в католической Церкви, в числе 70-ти кардиналы составляют конклав, учреждение, с которым папа делит тягость управления. К. избирают из своей среды папу.
  • высший духовный сан в римско-католич. церкви, носимый 70 лицами, которым принадлежит право избрания пап в общем собрании, назыв. конклавом. Им присвоен особый костюм (красная шапка и княжеская мантия) и титул эминенции; они составляют верховный совет папы.
  • лат. cardinalis, главный, преимущественный, от cardo, сущность, основание, главная сила. а) Сперва титул первого министра при дворе императора Феодосия Великого; потом титул важнейших после папы духовных лиц. b) Птичка из отдела пташек, похожая по образу жизни на нашего воробья. Водится в жарких частях Америки.
  • (ложный неон) рыба сем. карповых; аквариумная рыба
  • 1. Высший (после папы) духовный сан в католической церкви. 2. Лицо, имеющее такой сан
  • певчая птица сем. овсянковых с ярко-красным оперением у самца, обитающая в Америке
  • птица сем. кардиналовых
  • Ночная бабочка.
  • Птица семейства воробьиных, певчая.
  • Высшее духовное лицо.
  • Рыба семейства карповых.
  • Титул Ришелье.
  • Должность Ришелье.
  • Главный враг мушкетеров по сану.
  • Сорт помидор.
  • Аквариумная рыбка.
  • Очевидно, биолог, окрестивший эту китайскую красно-синюю рыбку, был ярым католиком.
  • Роман американского писателя Торма Клэнси «Кремлевский...».
  • Потенциальный Папа Римский.
  • Духовное лицо, которое иногда бывает серым.
  • Звание Мазарини.
  • роман американского писателя Торма Клэнси «Кремлевский КАРДИНАЛ »
  • В структуре церковной католической иерархии положение определяется уровнем достоинства. Кардиналы — это и сан, и должность. Вторая степень духовного достоинства после Папы римского. Кардиналы выполняют два основных действия: избирают на особой коллегии наместника умершего Папы и помогают ему в управлении важнейшими делами Католической Церкви. В свою очередь, кардиналы назначаются Папой. Он также принимает решение об их отставке: на нее подается прошение после достижения кардиналом 75 лет.

    Коллегия

    1. Все количество кардиналов составляет возглавляемую деканом коллегию. Она выполняет три основных роли.
    2. Коллегия кардиналов собирается на консисторию (совет), созванную и возглавленную Папой, для совещания и обсуждения важных вопросов.
    3. Коллегия возглавляет руководство Католической Церковью в промежуточный период после смерти либо отставки предыдущего Папы и до избрания нового.
    4. Коллегия собирается на конклав, чтобы выбрать нового Папу.

    Численность кардиналов

    Коллегия в 1962 году насчитывала 87 кардиналов. Это количество было увеличено папой Павлом VI в 1973 году до 120 человек. Но сегодня такая норма не соблюдается жестко и на консистории 2012 года, которую возглавлял папа общее число кардиналов достигло 213 человек. Это связано с образованием новых титулярных церквей и диаконий, для которых требуются кардиналы разных чинов.

    Чины

    Коллегия делится на три чина: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры (священники), кардиналы-диаконы.

    Священнослужитель епископского сана в коллегии — высший чин, в который возводят кардинала-пресвитера, изредка кардинала-диакона. Их закрепленное число в коллегии с 1917 года шесть человек. И до нынешнего времени оно остается неизменным. Кардинал-епископ, старейший из чина, традиционно выбирается деканом коллегии.

    Коллегию кардиналов-священников возглавляет кардинал-первопресвитер. В связи с увеличением количества римских титулярных церквей, ограничения численности кардиналов-пресвитеров в коллегии перестали действовать при Павле VI. До этого их число было установлено с 1917 года в 50 человек. При наличии вакансии, в достоинство кардинала-епископа могут возводиться те кардиналы-священники, которые находятся в римском служении с учетом их старшинства. Это действие совершается только после решения Папы.

    Семь первых диаконов Рима поставил сам ап. Петр (так записано в Liber Pontificalis). Рим в III веке был разделен на семь церковных округов, и во главе каждого назначен диакон. Постепенно количество римских диаконий увеличилось, и сейчас их насчитывается 62. Соответственно, за каждой закреплен кардинал-диакон. После десятилетней службы в своем чине они имеют право переходить в чин кардиналов-пресвитеров. Но им, за редкими исключениями, не дозволено становиться напрямую кардиналами-епископами.

    Кардинал-перводиакон (протодьякон) возглавляет коллегию кардиналов-диаконов. Помимо своих главных обязанностей он руководит процессиями при Папских богослужениях. Существует традиция: кардинал-перводиакон коронует возлагая на его голову тиару. Если священнослужитель совершил две такие коронации, то может переходить непосредственно в чин кардинала-епископа — это исключительное право. С 1978 года эта традиция не применялась, но и не была отменена. Также обязанностью и привилегией кардинала-перводиакона является объявление о новом избранном Папе и вручение ему паллия — древнего отличительного знака епископского достоинства.

    Одеяние

    Главные элементы внешнего облачения кардиналов — это мантия и шапочка пурпурного цвета, символизирующие их достоинство. С 1245 года и на протяжение длительного времени только красный головной убор был внешним атрибутом кардинальского сана. Первым было галеро — широкополая шляпа, подобная тем, что носили паломники, с полей которой свисало 15 кисточек. Отменена в 1969 году.

    Биретта - четырехугольный берет, увенчанный тремя гребнями. Его, возводя в сан, Папа возлагает на голову кардинала. Это торжественный и официальный головной убор, а повседневным считается дзукетто - маленькая, покрывающая тонзуру, шапочка, идентичная еврейским ермолкам, только с маленьким хвостиком на макушке.

    Другие атрибуты

    К предметам, символизирующим кардинальское достоинство, относятся также красный зонт, перстень, герб и трон, который находится в церкви, за которой закреплен кардинал.

    Перстень с XIX века стал важнейшим внешним знаком достоинства кардиналов. Это - символ преданности Католической Церкви. Золотое кольцо украшает сапфир, рубин или изумруд. Снаружи изображена сцена распятия, а внутри выгравирован герб Папы, который кардиналу сделал назначение.

    Серый кардинал

    Это - не чин и не должность. Такое прозвище получил в XVII веке отец Жозеф (Франсуа Леклер) - французский политический деятель, исполнитель тайных поручений и начальник канцелярии кардинала Ришелье. В миру дворянин Леклер продвигался по военной и политической карьере. После 1599 года, приняв постриг в монастыре капуцинского ордена, стал фанатичным приверженцем католической веры. Прославился как церковный реформатор, проповедник, влиятельная при дворе духовная особа, совмещавшая политическую и религиозную деятельность.

    Кардиналом и преподобием придворные прозывали монаха из-за его особых неофициальных полномочий и власти. А прозвище серый кардинал указывало не только на цвет капуцинского одеяния, но также на его неявные теневые деяния, и на то, что монаха считали тенью кардинала Ришелье. За несколько месяцев до смерти он получил кардинальское достоинство.

    Серыми кардиналами называют в политике и бизнесе лиц, имеющих исключительное влияние и полномочия, но не занимающих главные должности.

    В Римско-католической церкви после папы Римского.

    Понятие «кардинал» возникло в поздней античности, когда Рим делился на несколько приходов, за каждым из которых был закреплён (инкардинирован) особый пресвитер. Позднее, наряду с кардинал-пресвитерами, появились кардинал-диаконы, возглавившие римские диаконии (первоначально ведали благотворительной деятельностью в городе), а также кардинал-епископы, архиереи семи пригородных (субурбикарных) епархий.

    Особое значение звание кардинала приобрело в связи с процедурой избрания папы Римского. До 11 века кардиналы, как представители римского духовенства, участвовали в выборах пап вместе с жителями Рима. В 1059 папа Николай II (1059-61) буллой «In nomini Domini» оставил право избрания пап лишь за кардинал-епископами. В 1130 году в выборах впервые участвовали все три чина кардиналов, в 1179 получившие исключительное право избирать после смерти папы его преемника. Со 2-й половины 12 века достоинства кардинал-пресвитера и кардинал-диакона начали присваиваться также архиепископам и епископам, жившим вне Рима. Однако каждый кардинал обязательно включался в состав духовенства Рима. Таким образом, кардинальское достоинство как почётное звание стало отражать только положение священнослужителя в римской клире, а не его фактический духовный сан. С середины 13 века кардиналы получили особое пурпурное облачение и кардинальские шляпы.

    По традиции, неизменно соблюдаемой с 1389 года, новый папа избирается из числа кардиналов, хотя это не является строго обязательным правилом (смотри Конклав). В 1970 году папа Павел VI определил, что по достижении 80-летнего возраста кардиналы утрачивают право голоса на конклаве.

    В 1586 папа Сикст V официально определил, что число кардиналов не должно превышать 70 (6 кардинал-епископов, 50 кардинал-пресвитеров и 14 кардинал-диаконов). Каждый из шести кардинал-епископов возглавляет одну из субурбикарных кафедр, при этом кардинал-деканом (главой коллегии кардиналов) по традиции является кардинал-епископ г. Остия. Кардинал-епископом может стать лишь кардинал-пресвитер или, реже, кардинал-диакон. В 1965 году к чину кардинал-епископов были приравнены патриархи Восточных католических церквей, если таковые возводятся в кардинальское достоинство. В 1962 папа Иоанн XXIII постановил, чтобы все кардиналы возводились в епископское достоинство, однако из этого правила делаются исключения. В 1975 папа Павел VI законодательно увеличил число кардиналов до 120 за счёт кардинал-пресвитеров и кардинал-диаконов. кардиналы условно делятся на две группы: куриальных кардиналов, служащих в Римской курии (все кардинал-епископы, большинство кардинал-диаконов и часть кардинал-пресвитеров), и кардиналов, возглавляющих крупные епархии.

    Возведение в достоинство кардинала осуществляется папой на консистории - собрании кардиналов во главе с папой. Папа может назначить кардиналов тайно (in pectore), но если папа умирает, не объявив имя назначенного, то это возведение считается несостоявшимся. Нередко папа назначает кардиналами лиц, не имеющих значительных церковных должностей, например известных богословов. Кардиналы назначаются пожизненно, но в исключительных случаях папа может лишить этого достоинства (последний случай имел место в 1927 году).

    Лит.: Martin V. Les cardinaux et la curie. Р., 1930; Fürst С. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardinalskollegiums. Мünch., 1967; Alberigo G. Cardinalato е collégialita. Firenze, 1969; Melloni А. Il conclave: storia di una istituzione. Bologna, 2001.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: