«Изображение маленького человека в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (4)

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.

Тема «маленького человека» в повести

Тема «маленького человека» была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А.С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого «Маленького человека»­ в своих произведениях.

Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о чиновнике самого последнего четырнадцатого класса, Самсоне Вырине , который работа на станции в течение многих лет и исправно нес свою службу, качественно выполняя свою работу. Он был типичным «маленьким человеком», потому что никогда не стремился к чему-то большему, его устраивало его положение, он был счастлив тем, что имеет, и благодарен за это. Он считал, что не имеет права на больше, но и не уступал того, что, как ему казалось, принадлежит ему по праву.

Многие не любят станционных смотрителей, как говорит автор в начале произведения, потому что винят их во всем, что происходит на дороге, выплескивают на них свое раздражение. Не считаясь с тем, что они тоже люди, что у них тоже есть чувства. То же самое происходило и на станции, где главой был Самсон Вырин. Если не было лошадей, виноватым считали его, если на улице шел дождь, раздражение, злость и нетерпение выплескивали тоже на него. Он был подушкой для битья, и сносил все это со спартанским спокойствием, терпеливо и стойко, не жалуясь, без негодования.

«Маленькому человеку» свойственно недооценивать себя, считать, что у него меньше прав, если его чин ниже. Самсон Вырин не казался человеком такого типа поначалу, но он опустил руки, перестал­ пытаться вернуть свою дочь назад. Главную роль в этом сыграло то, что она уехала с человеком, который выше ее по положению. Который выше по положению, чем ее отец. Именно поэтому станционному смотрителю было так трудно соперничать с Минским , ведь он был не только богаче, он был более высокого положения, так что Самсон Вырин чувствовал себя не в силах бороться с таким соперником, может, он даже, чувствовал себя не в праве это делать.
Для него­ даже не главным было защитить честь своей дочери, он просто хотел вернуть ее обратно, домой, чтобы знать, что она снова в безопасности. Но когда он понимает, что не только Минский не отдаст ему Дуню , но и она сама не хочет ехать домой, он перестает что-либо делать и просто отправляется домой, смирившись со своим состоянием и положением. Именно эта тема поднимается в произведении, наряду с остальными, еще раз показан образ «маленького человека», отражены его действия, мысли, поступки.

В повести «Станционный смотритель» нам показан образ одного маленького человека. Мы видим, как сильно был унижен честный человек, как жестоко его унижали и втаптывали в землю, считали его низким и бедным по материальному достатку.

В образе такого человека был представлен бедный смотритель почтовой службы Самсон Вырин. Этот человек принимал у себя дома приезжих гостей из других стран, обеспечивал их едой, питьем и теплым уютом, а утром запрягал лошадей в дальний путь. Этот человек делал свою работу с чистой совестью и душой, он никогда не желал зла никому. В свой адрес же принимал низкие унижения за свою некачественную работу. Несмотря ни на что он не поддавался оскорблениям и не разочаровывался в своей работе. Ведь у него был смысл жизни, было ради чего жить. Это его родная четырнадцатилетняя дочка Дуняша. Она отвечала отцу взаимностью и делала всю работу по дому: готовила и убиралась. Самсон воспитывал ее один после смерти своей жены. Дуне доставалась вся любовь и забота отца, Самсон полностью отдает себя и бережет свою дочь из всех сил.

В первый приезд рассказчика Самсон Вырин был полон сил, свеж и бодр, несмотря на свою нелегкую работу. Во второй раз после приезда рассказчика горой сильно изменился. Он будто потерял смысл жизни, перестал следить за собой и начал сильно выпивать. Его единственная дочка Дуняша ушла жить к богатому избраннику. Отца ранил уход Дуни из его жизни, он считал это предательским поступком. Ведь отец ни чем её не обделял, а она его предала, его даже старость и нищета так не сломали его как это действие.

Самсон понимал, что Дуня находится в оскорбительной ситуации любовницы избранника, что другие такие же простодушные барыни повелись на богатство, а после их выкидывали на улицу. Но несмотря ни на что, отец готов был простить ей все, но только бы она одумалась, вернулась! Но, казалось бы, что Дуня уже знать не знала своего отца. У Самсона уже был потерян смысл жизни, трудиться и жить ему теперь была не для кого. Он начал выпивать и опускаться в своих же глазах. Самсон Вырин – человек чести и долга, для него на первом месте чистая совесть и душа, поэтому такое сбило его с ног.

Этот рассказ закончился трагично. Самсон не смог вернуть домой свою дочь и из-за горя стал еще больше пить, вскоре он скончался.

Характеристика Самсона Вырина

«Станционный смотритель» - одна из повестей, вошедших в серию произведений, объединенных одним общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В этом рассказе ведется речь о тяжелой судьбе самых обычных, простых людей – станционных смотрителей. Автор подчеркивает тот момент, что, несмотря на кажущуюся легкость, обязанности этих людей представляют собой нелегкий, а порой и крайне неблагодарный труд. Нередко их обвиняют даже в том, что на улице плохая погода, или что лошади отказываются ехать и т.п. Во всем всегда виноват смотритель. Многие их и вовсе за людей не считают, а ведь они по характеру и нраву своему народ мирный, услужливый, скромный. А судьбы у них, в основном, непростые, исполненные страдания, слез и сожаления.

Жизнь Самсона Вырина была в точности такой же, как и у других смотрителей. Так же как и остальным, ему приходилось молча сносить нескончаемые оскорбления и претензии в свою сторону, дабы не потерять единственную возможность содержать свою семью. У Самсона Вырина семья была совсем небольшая: он и красавица дочь. В свои 14 лет Дуня была очень самостоятельная и для отца была во всем незаменимой помощницей.

В обществе своей дочери главный герой счастлив, и даже самые большие трудности не имеют над ним власти. Он бодр, здоров, общителен. Но уже спустя год, после того, как Дуня тайком уехала вместе с гусаром, вся его жизнь буквально перевернулась.

Горе изменило его до неузнаваемости. Отныне перед читателем предстает образ постаревшего, опустившегося и пристрастившегося к пьянству человека. Будучи человеком, для которого честь и достоинство превыше всего, он никак не мог принять бесчестный поступок дочери и смириться с произошедшим. Все это просто не укладывалось у него в голове. Он не мог допустить даже в мыслях, чтобы родная дочь, которую он так любил и оберегал, поступила с ним, а главное, с собой – таким вот образом, став не женой, а любовницей. Автор разделяет чувства Самсона Вырина, уважает его честную, искреннюю позицию.

Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.

Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.

Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса

Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.

По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.

Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.

Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.

Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.

Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады

Вариант 4

Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.

Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.

Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.

Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных.

Жизнь в древнем мире требует сноровки силы и выносливости. Все необходимо добывать нелегким и изнурительным трудом. День начиняется с подготовки инструментов к охоте

  • Анализ повести Остров Борнгольм Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

  • Образ Кормилицы в трагедии Ромео и Джульетта Шекспира

    Одним из главных персонажей произведения Шекспира Ромео и Джульетта выступает Кормилица. Это уже немолодая женщина, которая работает в доме синьоров Капулетти и с самого рождения воспитывала их дочь Джульетту.

  • Тема «маленького человека» была впервые поднята в русской литературе А. С. Пушкиным. Он подробно описал это «сословие» людей, их жизнь, невыносимые условия. Позднее эта тема была подхвачена в произведениях А. Чеховым, Ф. М. Достоевским и Н. Гоголем.

    Портрет «маленького человека» очень удачно описан в повести «Станционный смотритель» на примере Самсона Вырина. Это человек безобидный, честный и трудолюбивый. Его низкий чин и бедность делают его уязвимым перед всеми проезжающими мимо путешественниками. Из-за плохих дорог, погоды, неудачной езды они незаслуженно обижали смотрителя. Он был настолько уверен, что его положение делает его ниже и ущербнее, что он терпел эту участь безропотно.

    Автор характеризует сословие станционных смотрителей как людей мирных, услужливых, скромных и непритязательных. На примере Самсона Вырина можно сказать, что в большинстве своём «маленькие люди» - это люди честные, совестливые. Их положение бедственно, зато сердца и помыслы чисты. Для этих людей отсутствие чести является большим позором. Незапятнанная репутация для них - важнее всех богатств. Но для людей, стоящих выше по положению, «маленький человек» - это пустое место. Его можно оскорбить, унизить и за это никто не накажет. А ведь именно такие бедные люди представляют собой совесть и порядочность.

    Состоятельный гусар Минский не посчитался со стариком и увёз его дочь Дуню, ради которой Самсон жил и трудился, отдавая всего себя для её блага. К его несчастью, родная дочь также не пожалела его, не оценила всей его заботы, мечтая о легкой и богатой жизни. Это большое горе для Вырина. Он не сомневается, что Минский выкинет его дочь на улицу, когда она ему наскучит. Старик хорошо знает долю таких бедных девушек, которые повелись на деньги. Тяжелая жизнь вселила в смотрителя уверенность, что никто не будет хорошо относится ни к нему, ни к его дочери. Он даже мысли не допускает, что жизнь сделает ему какую-либо поблажку.

    Минский не потрудился по-хорошему объяснить Вырину, что намерения его серьёзны и он сможет сделать Дуню счастливой. Он настолько не считает его стоящим его внимания, что попросту прогнал его. То, что Дуня может оказаться временным увлечением, - невыносимо для отца. Он до сих пор находил даже радость в своей работе, теперь же не для кого продолжать жить. Он быстро состарился от тяжких дум и позора, начал искать забвения в выпивке и скоро спился и умер от такого бремени.

    Описывая существование русского «маленького человека», автор призывает читателя быть терпимее к человеку, несмотря на его чин и положение в обществе. Пушкин уверен, что если мы будем в первую очередь видеть внутренний мир ближнего, то и жизнь станет лучше и в мире будет больше места для добра и правды.

    Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе 19 века. Писатели-гуманисты (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский и др.) не могли оставаться равнодушными к бедствиям, страданиям других людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Их трудная жизнь, полная лишений, их борьба за выживание стали предметом изображения в "Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А.С.Пушкина, "Шинели" и "Мертвых душах" Н.В.гоголя, "Униженных и оскорбленных", "Белых ночах", "Бедных людях" и "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского. Эти произведения о тех, кто в нечеловеческих условиях не утратил веры в бескорыстие и добро, в любовь, сохранил надежду на лучшее. они не могут не волновать и читателя 21-го века.

    "маленькие люди" вызывают сочувствие, сосотрадание, чего нельзя сказать о "мелких людях" - тех, для кого, по словам М.Горького, "солнцем в небе является копейка", которые готовы пресмыкаться и заискивать перед "сильными мира сего". Таковы, например, герои многих рассказов А.П.Чехова. "Мелких людей" тоже немало в наше время, к сожалению, они бессмертны.

    Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель".

    Одним из первых, кто обратился в литературе к теме "маленького человека", был А.С.Пушкин. В отличие от сентименталистов (Н.Карамзин "Бедная Лиза"), создававших идеализированные, малореалистические образы бедных, но честных людей, Пушкин делает первую попытку объективно изобразить "маленького человека"

    В 1830 году он создает "Повести Белкина", и в одной из них ("Станционный смотритель") делает героем обычного чиновника 14-го класса Самсона Вырина.

    Герою повести чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни: Вырин с трудом зарабатывает на кусок хлеба и видит единственную радость в своей дочери Дуне.

    Уже в начале повести Пушкин задает риторический вопрос: "Что такое станционный смотритель?" И сам же отвечает на него: "Сущий мученик 14-го класса..."

    Настоящие мучения поджидают самсона Вырина, когда гусар Минский увозит тайно Дуню, которая скрашивала нелегкую жизнь смотрителя, в Петербург. И самое страшное, что Дуня уехала добровольно, сделав свой выбор в пользу новой богатой жизни. Попытка отца вернуть Дуню домой не увенчалась успехом: от него лишь пытаются откупиться деньгами. И это самое унизительное для Самсона: "Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их назем, питоптал каблуком и пошел...". Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. За несколько лет жизни без Дуни он превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика". Он не мог простить себе, что отпустил дочь. Одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. Лишь после похорон отца Дуня приезжает на его могилу с детьми.

    Жизненная правда, сочувствие к "маленькому человеку", оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - это то, что отличает повесть "Станционный смотритель". А.С.Пушкин, несомненно, с симпатией относится к человеку, который живет в горе и нужде. Рассказывая о трагедии его жизни, автор подчеркивает, что она определена социальными условиями жизни.

    Однако одновременно с сочувствием автор показывает и ограниченность своего героя. вырин не пытается понять свою дочь, не верит в любовь молодого гусара, он уверен, что Дуня не может быть счастлива с Минским, "который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж".

    Главного героя отличает недальновидность, ведь это именно он посоветовал дочери сесть в кибитку к гусару: "Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви".

    Эпграфом к повести служат слова П.А.Вяземского:"Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор". Литературоведы по-разному трактуют их: одни видят в них горькую иронию, другие считают, что Самсон Вырин действительно является для своей дочери диктатором, который не оставляет ей права выбора и хочет заставить ее жить по своим меркам.

    Идейное звучание повести помогает понять символика. Так, картинки, висевшие в комнате Самсона Вырина, "изображали историю блудного сына". И они напоминают нам о жизненном пути Дуни, покинувшей отчий дом и вернувшейся за покаянием. Следует отметить, что среди литературоведов существует и другая точка зрения. Некоторые видят в самом Самсоне "блудного сына" и трактуют картинки следующим образом: первая картинка говорит о том, что отец "уходит" от своей дочери, ведь он совсем не верит в ее счастье с Минским; вторая картинка (блудный сын, окруженный "ложными друзьями") намекает на ограниченность Вырина, не сумевшего разгадать сговор доктора и гусара; третья картинка (печальный юноша, который пасет свиней) подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя; последняя картинка указывает на "возвращение" отца к дочери уже после смерти.

    такое разночтение объясняется тем, что Пушкин нигде не высказывает прямо своей позиции, однако можно предположить, что его отношение к герою такое же, как у рассказчика - титулярного советника А.Г.Н.: "сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые... скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров.. можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности". Эти слова помогают понять и то, что судьба Самсона Вырина не единична, а его трагедия типична для любого "маленького человека".

    Думается, что, рассказывая о судьбе горемычного смотрителя, автор не случайно прибегает к словам высокого стиля речи: "сии", "притязаниях","почитать". В этом - дань уважения "маленькому человеку", признание того, что Вырин и подобные ему заслуживают лучшей доли.

    Чувства автора помогает передатьи пейзаж. Когда рассказчик вновь приезжает на станцию, где служил Вырин, и узнает, что того уже нет в живых, ему грустно и тяжело. И описание природы созвучно состоянию титулярного советника: "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев".

    Обращает на себя внимание тот факт, что в повести "Станционный смотритель" много риторических вопросов. с них, например, начинается повествование: "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода?..." Кроме того, примечательно и размышление рассказчика-повествователя: " ... что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось бы другое, например: ум ума почитай?" Тем самым автор не просто излагает судьбу станционного смотрителя, но и призывает читателей поразмышлять вместе с ним, задуматься о доброте и милосердии, чести и долге и, может быть, изменить что-то в своей жизни.

    Таким образом, "Станционный смотритель" А.С.Пушкина явился первой попыткой объективно и правдиво рассказать о "маленьком человеке"

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: