Прохоров социальная экология читать. Социальная экология

1офессиональное образование

БАКАЛАВРИАТ

Б. Б. ПРОХОРОВ

СОЦИАЛЬНАЯ

экология

Учебник для студентов учреждений

высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Экология и природопользование»

6-е издание, переработанное и дополненное

Издатеt1ьский центр «Академия

УДК 574(075.8) ББК 20.lя73 П844

Р е ц е н з е н т ы:

д-р физ.-мат. наук, акад. РЭА, проф. С. М. Семенов (зам. директора Института

глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, зав. отделом экологии суши и биоклиматологии); д-р геогр. наук Ю.А. Веденин (директор Института культурного и природного наследия)

П рох оров Б. Б.

П844 Социальная экология: учебникдля студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 6-е изд., перераб. и доп. - 432 с. - (Сер. Бакалавриат).

ISBN 978-5-7695-8768-9

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным об­ разовательным стандартом по направлению подготовки «Экология и при­ родопользование» (квалификация «бакалавр»).

В учебнике описаны процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамика этих процес­

сов и их последствия. Дано общее представление о событиях, которые происходили и происходят с людьми и всем человечеством в течение его истории.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям вузов, учителям средней школы и всем, кто интересуется современными взглядами на проблему «человек­ общество-окружающая среда».

УДК 574(075.8) ББК 20.1я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Прохоров Б. Б., 2005

© Прохоров Б.Б., 2012, с изменениями ©Образовательно-издательский центр «Академия», 2012

ISBN 978-5-7695-8768-9 ©Оформление. Издательский центр «Академия», 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

В Издательском центре «Академия» выпущен в свет учебник «Экология человека», который посвящен преимущественно об­ щим проблемам этой науки. В учебнике дано определение эколо­

гии человека (антропоэкологии) и месту, которое она занимает среди других наук, рассмотрена история ее становления, описан объект изучения - антропоэкосистема, перечислены антропо­ экологические аксиомы - базовые теоретические положения эко­ логии человека. Важное место занимает описание демографиче­ ской ситуации и общественного здоровья, влияния сексуальной революции на жизнь современной м· олодежи. Отдельные главы посвящены образу жизни людей и семейным отношениям в раз­ ные эпохи, жилищу и городу, проживанию человека в сельской местности.

Данный учебник служит продолжением учебника «Экология человека», в нем подняты вопросы, которые развивают один из разделов экологии человека - ее социальное направление. Соци­ альная экология (социальный аспект антропоэкологии) является разделом общей экологии человека, рассматривающим процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их послед­ ствия. В центре практически всех глав учебника находЯтся общно­ сти людей, которые в зависимости от складывающейся ситуации

в природной и социально-экономической сферах, участвуют в тех или иных глобальных или локальных социальных процессах. Люди молятся своим богам, перемещаются в пределах своих стран и за их пределы, заселяют новые территории, модернизируют среду своего обитания и свой образ жизни, воюют друг с другом, стра­ дают от массового распространения заразных болезней, голода­ ют, подвергаются террористическому насилию. Все эти события связаны между собой, они постоянно сопровождают человека, но

в разные эпохи и на различных территориях они протекают по­ разному. По мере распространения современных средств связи и транспорта «сокращаются расстояния» между странами и матери­ ками. Планета Земля в представлении людей «сжимается». Люди Земли начинают понимать свое единство и ответственность за судь­ бу колыбели человечества. У землян появляются космические за­ боты, они устремляются в космос.

Изложить сколько-нибудь подробно все перечисленные вопро­ сы в одном учебнике невозможно. Автор предпринял попытку

показать связь процессов и явлений, которые определяют жизнь каждого отдельного человека, семьи, больших общностей людей,

всего человечества. Совершенно очевидно, что люди неодинаково

живут в условиях войны и мира, голода и благополучия, на по­ стоянном месте или в условиях непрекращающегося передвиже­ ния в неизвестных им краях. Жизнь в античных государствах Пе­

л опоннеса мало была похожа на жизнь древних обитателей Скан­

динавии. Тем не менее, вектор развития разных человеческих групп

имел единое направление.

Имея самое общее представление о событиях, которые проис­ ходили в прошлом и происходят с людьми и всем человечеством

в настоящем, каждый может расширить свои знания об отдель­ ных процессах и явлениях, используя специальную литературу,

Интернет, посещая музеи, бывая в других странах, внимательно

Присматриваясь к жизни соотечественников в разных уголках на­

шей страны.

Решать экологические и любые другие проблемы населения невозможно вне контекста истории, вне связи с прошлым циви­

лизации, не зная и не учитывая прошлые ошибки людей и блес­

тящие находки человеческого разума. Необходимо знать людей,

которые своим трудом, интеллектом способствовали движению

человечества вперед.

ка - наука о наш й

ркнуть, что эко

общей жизни, она стремится расширить представление о факто­ рах окружающей человека среды и связях между этими факторами и общностями людей, которые постоянно с ними взаимодейству­

ют. Экология человека базируется на системном подходе, что по­

зволяет видеть окружающий мир объемно, во всем его многооб­ разии и сложности.

В учебнике содержатся контрольные вопросы и два списка ли­

тературы - обязательный (краткий) и дополнительный. Знаком­

ство с приведенными в них книгами позволит расширить знания по тем вопросам, которые изложены в учебнике. В свою очередь, большинство из указанных книг соде ржит обширную библиогра­ фию, так что путь познания бесконе че н. Жел аю читателям успе­ хов на этом пути и счастливых находок.

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

История появления понятий «экология человека» и «социальная эко­

логия». Существующие взгляды на соотношение понятий «экология че­ ловека» и «социальная экология». Место социальной экологии в исследо­ ваниях по экологии человека.

1.1. История появления понятий «экология человека»

и «Социальная ЭКОЛОГИЯ»

В современной научной, учебной и научно-популярной лите­

ратуре при рассмотрении вопросов влияния факторов окружаю­ щей среды на жизнедеятельность населения используются такие

понятия, как экология человека и социальная экология. В книге «Кон­

цептуальная экология» (1992) Н. Ф. Реймерс писал: «Историче­ ски и семантически экология человека старше и шире по содер­ жанию, чем социальная экология. Согласно Дж. Бьюсу, линия «гео­ графия человека экология человека социология» зародилась в трудах Огюста Конта в 1837 г. Под названием «биология челове­ ка» это направление широко развивалось, в том числе в книгах И. И. Мечникова «Этюды о природе человека» (1903) и «Этюды

оптимизма» (1907). К настоящему времени вышли многие десятки монографий и тысячи статей по экологии человека и его биологии».

В отечественной литературе одновременное существование обоих терминов можно объяснить различным переводом термина Нитап ecology, предложенного в 1921 г. американскими социологами

Р. Е. Парком и Э. В. Берджесом при социологическом исследова­ нии города Чикаго. Следует подчеркнуть, что во французской и

англоязычной географической литературе широко используют тер­ мин Нитап ecology именно как экология человека.

Экологический подход был наиболее развит в работах фран­ цузских географов. Таковы «Принципы географии человека» Ви­ даль-де-ля-Блаша (1922) и «География человека» Дж. Брюна (1925).

Эти работы отличаются строго экологическим подходом к про­

блеме заселения земной поверхности человеком. Продолжил ра­

боты по географии человека во Франции М. Сорре, автор трех­

томного произведения «Основы человеческой географии» (1943-

1952). Первый том этого труда имеет второе название - «Очерки

экологии человека». М.Сорре считал, что «первая задача геогра­ фии человека состоит в том, чтобы изучить человека как живой организм, подверженный действию определенных условий суще­ ствования и реагирующий на раздражение со стороны окружаю­ щей его естественной среды».

Термины экология человека и социальная экология равноправ­ ны, и каждый исследователь волен использовать любой из них или расширять понятийный аппарат, применяя, например, такие термины, как геодемология (В.Л. Котельников и Ю. Г.Саушкин, 1967), демоэкология, экологическая социология (0. Н.Яницкий, 1998) и др. Все эти варианты приемлемы, если сопровождаются соответствующим пояснением. Иная ситуация складывается в учеб­ ной литературе - студенты должны получать четкие формулиров­ ки, понимать, о чем идет речь, и здесь терминологический раз­ нобой крайне нежелателен.

1.2. Существующие взгляды на соотношение понятий

«ЭКОЛОГИЯ человека» и «Социальная ЭКОЛОГИЯ»

В современной литературе по отношению к понятиям «эколо­ гия человека» и «социальная экология» сложилось несколько то­ чек зрения.

1. Экология человека (антропоэкология) и социальная эколо­ гия - синонимы и в смысловом отношении могут полностью за­ менять друг друга. В.А.Ситаров и В.В.Пустовойтов (2000), ссыла­ ясь на мнение авторитетных специалистов по экологии человека, отмечают, что широкая интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии. По их мне­ нию, такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использова­ ния накопленного в каждой из них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антро­ поэкологических исследований. Н.Ф.Реймерс (1992) допускал слияние экологии человека и социальной экологии. Он писал: «Для объединения экологии человека и социальной экологии может служить термин "социально-экономическая экология человека"».

А. В.Лосев и Г.Г.Провадкин (1998) следующим образом ха­ рактеризуют социальную экологию: «Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человечески­ ми сообществами и окружающей географически-пространствен­ ной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влия­ ние производственной деятельности на состав и свойства окружа-

ющей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Зем­ ли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природаоб­ щество», раскрывает воздействие человека"l"lа-равновесие природ­ ных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача социальной эколо­ гии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эф­ фективные способы воздействия на окружающую среду, которые не только предотвращали бы катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле». Со всем, что пишут авторы, можно полностью согласиться, если заменить слова «социальная экология» на «экологию человека».

2. Экология человека более общий термин по отношению к социальной экологии и, следовательно, по мысли авторов, при­ держивающихся этой точки зрения, социальная экология являет­ ся частью экологии человека. В.С. Преображенский и Е.Л. Райх в 1986 г. на Всесоюзной конференции « Проблемы социальной эко­ логии» ясно выразили свое мнение по этому вопросу: «Есть осно­ вания рассматривать экологию человека как область наук о чело­ веке, включающую в себя в качестве важной составляющей соци­ альную экологию, но при условии ее строгой экологической ори­ ентированности». В словаре Н.Ф.Реймерса и А.В.Яблокова (1982) сказано, что «экология социальная - раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой». Развивая это положение, Н.Ф.Реймерс (1992) пи­ сал, что социальная экология, наряду с этноэкологией и эколо­ гией народонаселения, является разделом экологии человека. Очень четко эта линия проводится в учебнике Т. А.Акимовой и В.В.Хас­ кина (1998). По их мнению, «экология человека - комплекс дис­ циплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (био­ логической особи) и личности (социального субъекта) с окружа­ ющей его природной и социальной средой. Экология человека от­ личается от экологии животных многообразием средств приспо­ собления к среде, наличием цивилизации, культуры. Важной осо­ бенностью экологии человека является социобиологический под­ ход - правильное уравновешивание биологических и социальных аспектов. Социальная экология как часть экологии человека - это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения. К этому объеди­ нению относятся: экология человеческих популяций, экология на­ родонаселения - экологическая демография, экология этносов и этногенеза - образования рас и наций. К социальной экологии относится и экология культуры (цивилизации) как главной отличи­ тельной черты человеческого сообщества. Вершиной этой ветви

знания является эволюционная (историческая) экология человече­ ства, также входящая в глобальную экологию». Иными словами, в

исследованиях по экологии человека существует социальный раз­ дел, который можно назвать социШ1ьный аспект экологии человека.

3.Экология человека представляет часть социальной экологии.

Такого мнения придерживается Ю. Г. Марков (1986). Он считает,

что социальная экология - наука более высокого уровня, в кото­

рую входят теория охраны живой природы (природоохранная биоло­ гия), эконология, конструктивная биология, экология человека.

Ю.Г.Марков отмечает, что по мере оснащения дисциплин ниж­ него уровня новыми исследовательскими средствами возможнос­ ти этих дисциплин в исследовании процессов формирования ноо­

сферы будут возрастать, а разделяющие их в настоящее время дис­ циплинарные границы будут становиться все более и более рас­ плывчатыми.В перспективе современная природоохранная биоло­

гия, эконология, конструктивная география и экология человека

образуют тот органический сплав, который и обеспечит целост­

ность социальной экологии как науки.

Обращает на себя внимание тот факт, что схоластические спо­ ры о терминологии ведут специалисты, очень далекие от практи­ ки конкретных антропоэкологических исследований. Особенно ха­ рактерна в этом отношении книга В.Д. Комарова (1990), в кото­ рой сделана попытка доказать, что социальная экология может существовать и «правильно» развиваться только на основе марк­ сизма-ленинизма. Автор пишет: «Нам представляется, что пора уже признать наличие марксистско-ленинской интегративной на­ уки о закономерностях взаимодействия общества и природы, о

методах и формах оптимизации и последующей гармонизации этого

взаимодействия на основе общественного прогресса». Далее сле­

дует сложный пассаж: «Эволюция предмета социальной экологии

в буржуазной литературе за семь десятилетий, перевод ее на ми­

ровоззренческую базу диалектического и исторического материа­ лизма в 60-80-е гг. в СССР, а также выявление ее места в интег­ рации современной науки позволяют признать, что социальная

экология по существу есть новая, интегративная наука об окру­ жающей общество (человечество) среде, т.е. экология общества. Теоретическое содержание этой науки формируется в логической структуре трех взаимосвязанных блоков-интеграторов данных раз­ личных частных (специальных) и комплексных («стыковых») наук о движении естественно-социального континуума: производствен­

ной экологии; экологии человека и космической экологии».

Таким образом, по мысли Комарова, если «буржуазную» со­

циальную экологию перевести на мировоззренческую базу диа­

лектического и исторического материализма, то образуется «эко­

логия общества», состоящая из наук о движении естественно-со­ циального континуума. Из этого сложного словесного «наворота»

можно выделить полезную для нашей темы информацию - эко­

логия человека является частью социальной экологии.

4. Экология человека и социальная экология - два различных научных направления, каждое из которых"й"Меет свой объект ис­

следования. Так, Данило Ж. Маркович (1991) считает, что социа­

льная экология - отдельная социологическая наука, предметом изу­ чения которой являются специфические связи между человеком и его средой. Социальная экология исследует (в контексте общей кон­ цепции мира, объединенного со специфическими условиями жиз­

ни) влияние среды как совокупности природных и общественных факторов на человека, влияние челоЬека на его среду, восприни­ маемую как рамки человеческой жизни.

С.Н.Соломина (1982) считает целесообразным разделить со­ циальную экологию и экологию человека и ограничить предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-ге­ нетических аспектов взаимоотношений человека, общества и при­ роды.Против такого узкого толкования экологии человека совер­ шенно справедливо возражали многие исследователи (Н.А.Агад­ жанян, В. П.Казначеев, В. С.Преображенский и др.), по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий

круг вопросов. Н.Ф.Реймерс подчеркивал, что экология человека

исследует взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации - от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной орга­ низацией человеческого общества.

Экология человека имеет четко обозначенный объект изуче­

ния - антропоэкосистему. Формирование теории антропоэкоси­ стем осуществлялось в период становления отечественной эколо­

гии человека различными специалистами, утверждавшими необ­ ходимость изучения территориальных систем жизнедеятельности человеческих общностей. Разнообразная специализация (биология, география, медицина, антропология, этнология, культурология) позволила создать наиболее полную модель антропоэкосистемы.

1.3. Место социальной экологии в исследованиях

по экологии человека

Какова же ситуация с экологией человека в настоящее время в нашем понимании? Экологию человека можно определить как науку, направленную на познание закономерностей воздействия на чело­ веческие общности окружающих их природных, социально-эконо­ мических, производственных, бытовых факторов, включая культу­ ру, обычаи, религию и пр., в целях выяснения напраменности эко­ лого-социально-демографических (антропоэкологических) процес­ сов, а также причин той или иной направленности этих процессов.

Социальная экология: Социальная экология научная дисциплина Социальная экология общественно политическое движение Список значений слова ил … Википедия

социальная экология - Изучение влияния природных условий на социальные процессы человеческого общества … Словарь по географии

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - – система знаний о взаимоотношениях общества и окружающей природной (географической) среды. С точки зрения социальной экологии общество рассматривается как целостный организм, анализируются тенденции и закономерности его развития в зависимости от … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное… … Социология: Энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - См. экология, социальная … Толковый словарь по психологии

Социальная экология (движение) - У этого термина существуют и другие значения, см. Социальная экология. Социальная экология радикальная критика современных общественных, политических и антиэкологических тенденций. Она претендует на реконструктивный, экологический, коммунитарный… … Википедия

Социальная экология (наука) - Существует несколько определений социальной экологии. Социальная экология научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой… … Википедия

Социальная экология заботы о ребенке - (social ecology of child care). Общая среда, в которой происходит рост и воспитание ребенка, как в доме, так и за его пределами … Психология развития. Словарь по книге

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - отрасль науки, исследующая отношение между человеч. сообществами и окружающей географич. пространств., социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производств, деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологич.… … Философская энциклопедия

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - раздел экологии, исследующий отношения между человеческими сообществами и окружающей географически пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды,… … Экологический словарь

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - Наука, изучающая условия и закономерности взаимодействия общества и природы. Социальная экология подразделяется на экономическую, демографическую, урбанистическую, футурологическую и правовую экологии Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

В учебнике изложены теоретические и практические вопросы влияния окружающей среды на жизнедеятельность людей, дано определение места экологии человека в системе наук, приводятся антропоэкологические аксиомы, составляющие теоретическую основу новой науки, и развивается концепция антропоэкосистем - объекта изучения экологии человека. Подробно рассмотрены связь экологии с демографией и медициной, условия жизни людей в различные эпохи, их взаимодействие с окружающей средой, проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществления практической деятельности в области экологии человека, различные виды безопасности человечества.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Экология», «Геоэкология». Может быть полезен учителям средней школы и всем, кто интересуется современными взглядами на проблему «человек-общество-окружающая среда».

Экология человека на современном этапе.
Прослеживая корни экологии человека в глубокой древности, оценивая положительный вклад многих ученых XIX и первой половины XX в., необходимо признать, что по-настоящему экология человека стала развиваться только во второй половине XX в. Импульсом к этому послужило осознание многими исследователями катастрофических последствий для человечества роста числа людей на Земле, интенсивного воздействия хозяйственной деятельности на природу, на среду обитания человека, на самого человека, на его труд, быт, отдых, состояние здоровья. Огромное влияние на создание подлинно научного подхода к пониманию и решению экологических проблем оказали взгляды В. И. Вернадского (1863-1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разума), т. е. о таком этапе развития человечества, когда оно осознанно будет охранять окружающую среду.

Ухудшение качества среды обитания человека, которое становилось все более очевидным с середины XX в., не могло не волновать ученых и общественность. Как результат этой обеспокоенности за рубежом появилось большое число публикаций: У. Фогт «Путь к выживанию» (1948), У.Л. Томас «Роль человека в изменении облика Земли» (1956), Р. Карсон «Безмолвная весна» (1962), Донелла и Денис Медоуз с соавторами «Пределы роста» (1972).

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Формирование взглядов на проблему «Человек и среда его обитания»
Глава 2. Место экологии человека в системе наук
Глава 3. Аксиомы экологии человека
Глава 4. Антропоэкосистемы - объект исследований экологии человека
Глава 5. Демографическая информация в исследованиях по экологии человека
Глава 6. Экология общественного здоровья
Глава 7. Образ жизни и качество жизни населения
Глава 8. Историческая антропоэкология
Глава 9. Антропоэкодогические особенности сельской местности
Глава 10. Город и горожане
Глава 11. Жилище - экологическая ниша горожанина
Глава 12. Семья в антропоэкологических исследованиях
Глава 13. Сексуальная революция и ее последствия
Глава 14. Нормирование качества окружающей человека среды
Глава 15. Практическая деятельность в области экологии человека
Глава 16. Проблемы безопасности
Заключение
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экология человека, Прохоров Б.Б., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.


"Данный учебник служит продолжением учебника "Экология человека", в нем рассмотрены вопросы, которые развивают один из разделов экологии человека - ее социальное направление. Социальная экология (социальный аспект антропоэкологии) является разделом общей экологии человека, рассматривающим процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия. В центре практически всех глав учебника находятся общности людей, которые в зависимости от складывающейся ситуации в природной и социально-экономической сферах участвуют в тех или иных глобальных или локальных социальных процессах".

"Какова же ситуация с экологией человека в настоящее время в нашем понимании? Экологию человека можно определить как науку, направленную на познание закономерностей воздействия на человеческие общности окружающих их природных, социально-экономических, производственных, бытовых факторов, включая культуру, обычаи, религию и пр., в целях выяснения направленности эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причин той или иной направленности этих процессов.
Цель экологии человека - обеспечить общество (в широком смысле этого слова - от каждого гражданина и общественных организаций до законодателей и руководителей всех рангов) соответствующей информацией, что будет способствовать оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях. Практическую задачу экологии человека можно сформулировать следующим образом: создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социальнокомфортной среды обитания человека. Особого внимания при решении этой задачи заслуживает демографическое поведение и нарушение здоровья населения".

Инфекционные болезни, которые были занесены или могут быть занесены в Россию в результате внешней миграции населения (стр.306)

Название болезни

Наиболее вероятный источник распространения

Вероятность ускорения

Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Турция, Афганистан, Азербайджан, Таджикистан

Индия, Пакистан, Ближний Восток

Южная, Центральная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Северная Африка

Туберкулез

Российские места заключения, развивающиеся страны

Внешние (страны СНГ) и внутренние миграции, интенсивное распространение среди наркоманов

Портовые города, крупные транспортные узлы

Япония, Юго-Восточная Азия

Полиомиелит

Азербайджан, Туркмения, Узбекистан

Лихорадка Эбола

Африка (Заир, Судан)

Лихорадка Марбург

Африка (Уганда, Кения, ЮАР)

Учебник посвящен наиболее важным и массовым процессам и явлениям (урбанизации, войнам, массовым миграциям, продовольственной проблеме, болезням, освоению космоса, вопросам пионерного освоения территорий, проблемам рекреации и пр.), характерным для современного общества. Рассмотрены также эволюция человечества, роль религии в истории человечества. Материал, представленный в учебнике, способствует развитию у студентов широкого взгляда на различные социальные процессы и явления, умения анализировать и оценивать их применительно как ко всему обществу и различным группам людей, так и к каждому отдельному человеку.

Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Природопользование". Может быть полезен всем, кого интересуют современные социально-экологические проблемы.

Введение

Глава 1. Соотношение социальной экологии и экологии человека

1.1. История появления понятий "экология человека" и "социальная экология"
1.2. Существующие взгляды на соотношение понятий "экология человека" и "социальная экология"
1.3. Место социальной экологии в исследованиях по экологии человека

Глава 2. Человек в естественных и общественных науках

2.1. Человек - существо биосоциальное
2.2. Сложный путь становления современного человека
2.3. Морфофункциональные особенности человека
2.4. Биологические основы общественной жизни людей
2.5. Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи

Глава 3. Экология цивилизаций

3.1. Цивилизация как объект изучения социальной экологии
3.2. Как жили люди древнего каменного века
3.3. История цивилизаций началась с неолитической революции
3.4. Бронзовый век (раннерабовладельческая цивилизация)
3.5. Античная цивилизация (железный век)
3.6. Феодальная цивилизация
3.7. Индустриальная цивилизация
3.8. Постиндустриальная цивилизация

Глава 4. Цивилизации на территории России и экологические последствия хозяйственной деятельности в разные эпохи

4.1. Особенности смены цивилизаций на территории России
4.2. Первобытнообщинный строй на территории современной России и соседних стран
4.3. Раннефеодальная цивилизация
4.4. Образование единого феодального Российского государства
4.5. Феодальная цивилизация в эпоху абсолютизма
4.6. Аграрно-индустриальная цивилизация в России
4.7. Социалистическая цивилизация
4.8. Переход от социализма к рыночной экономике

Глава 5. Социально-экологические аспекты модернизации

5.1. Теоретические подходы к вопросам модернизации
5.2. Модернизация в России
5.3. Модернизация и образ жизни
5.4. Влияние модернизации на формирование семьи
5.5. Модернизация и сексуальные отношения
5.6. Здоровье населения в зеркале модернизации
5.7. Модернизация информационного пространства
5.8. Конфессиональные проблемы модернизации
5.9. Этнические аспекты модернизации

Глава 6. Урбанизация как важная часть модернизации

6.1. Процесс урбанизации
6.2. Мировая урбанизация
6.3. Агломерации городов
6.4. Урбанизация в России
6.5. Роль городов в жизни страны
6.6. Особенности современного города
6.7. Безопасность городской среды
6.8. Влияние урбанизации на социально-экологические особенности населения

Глава 7. Роль религии в истории человечества

7.1. Религия и проблемы социальной экологии
7.2. История религий
7.3. Религии разных эпох
7.4. Политеизм
7.5. Монотеизм
7.6. Мировые религии
7.7. Религия в жизни человечества
7.8. Религия и здоровье

Глава 8. Антропоэкологические аспекты миграции населения

8.1. Миграции населения - одна из важнейших проблем антропоэкологии
8.2. История миграций населения.
8.3. Миграционные потоки в мире с середины XIX до середины XX века
8.4. Миграция населения во второй половине XX века
8.5. Миграции населения на территории России
8.6. Современные проблемы миграции в России, на территории СНГ и стран Балтии
8.7. Мигранты и возникающие у них проблемы
8.8. Адаптация мигрантов к новым условиям жизни
8.9. Контрастность природных условий для переселенцев из различных регионов
8.10. Социализация переселенцев
8.11. Взаимодействие мигрантов с местным населением
8.12. Миграция и изменение генофонда населения
8.13. Миграция и распространение инфекционных заболеваний

Глава 9. Пионерное освоение территории

9.1. Освоение новых районов
9.2. Освоение русскими Сибири и Дальнего Востока
9.3. Экстенсивное и интенсивное освоение
9.4. Особенности пионерных районов на Российском Севере
9.5. Этапы пионерного освоения
9.6. Население пионерных районов
9.7. Политика формирования кадров на Севере
9.8. Проблемы северной патологии
9.9. Опасность распространения зооантропонозов
9.10. Медицинский отбор лиц для работы на Севере
9.11. Водоснабжение, канализация, охрана атмосферного воздуха и санитарная очистка территории в вахтовых поселках
9.12. Организация культурного досуга
9.13. Пионерное освоение и коренное население
9.14. Мнение местных жителей о перспективах индустриального освоения
9.15. Программа экологической безопасности

Глава 10. Эпидемии острозаразных болезней в прошлом и настоящем

10.1. История изучения инфекционных болезней
10.2. Эпидемиология инфекционных болезней
10.3. Природная очаговость болезней
10.4. Эпидемии наиболее опасных инфекционных заболеваний в прошлом
10.5. Заразные болезни в России в прошлом
10.6. Эпидемиологическая ситуация в мире в наши дни
10.7. Инфекционные болезни в России сегодня
10.8. Влияние эпидемий на жизнь общества

Глава 11. Проблемы армии и военно-промышленного комплекса в мирное и военное время

11.1. Войны в истории человечества
11.2. Война и эволюция человечества
11.3. Влияние войн на жизнь общества
11.4. Демографические процессы предвоенного, военного и послевоенного периодов
11.5. Медико-санитарная характеристика войн
11.6. Социально-экономические последствия военных действий
11.7. Проблемы беженцев и военнопленных
11.8. Экологические последствия войн
11.9. Современное оружие массового уничтожения
11.10. Войны будущего
11.11. Ядерные испытания
11.12. Война и космическое пространство
11.13. Экологические последствия деятельности военно-промышленного комплекса и вооруженных сил в мирное время
11.14. Уничтожение вооружения
11.15. Производственная и хозяйственно-бытовая деятельность военно-промышленного комплекса
11.16. Контроль за состоянием окружающей среды
11.17. Экологические задачи армии и пути их решения

Глава 12. Продовольственная проблема

12.1. Социальные аспекты массового голода
12.2. Продовольственная проблема в прошлом
12.3. Современная ситуация с продовольствием в мире
12.4. География продовольственной проблемы
12.5. Экологические аспекты продовольственной проблемы
12.6. Колониальная политика как причина голода
12.7. Развивающиеся страны в глобальной продовольственной системе
12.8. Особенности питания населения
12.9. Пищевые рационы
12.10. Особенности потребления продовольствия в странах мира
12.11. Особенности продовольственной проблемы в России
12.12. Голод и продовольственная проблема
12.13. Голод и болезни

Глава 13. Антропоэкологические аспекты освоения космоса

13.1. Космическая антропоэкология и ее перспективы
13.2. Влияние развития космонавтики на среду обитания человека
13.3. Дистанционные методы изучения природных объектов в антропоэкологических целях

Заключение

Список литературы

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Б.Б. ПРОХОРОВ
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности «Природопользование»
5-е издание, стереотипное

Москва Издательский центр «Академия»

2010
УДК 574(075.8)

П 844
Рецензенты:

д-p физ.-мат. наук. акад. РЭА. проф. С.М. Семенов (зам. директора Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН. зав. отделом экологии суши и биоклиматологии); д-р геогр. наук Ю.А. Веденин (директор Института культурного и природного наследия)
Прохоров Б.Б.

Социальная экология : учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 5-е изд., стер. – 416 с.
Учебник посвящен наиболее важным и массовым процессам и явлениям (урбанизации, воинам, массовым миграциям, продовольственной проблеме, болезням, освоению космоса, вопросам пионерного освоения территорий, проблемам рекреации и пр.), характерным для современного общества. Рассмотрены также эволюция человечества, роль религии в истории человечества. Материал, представленный в учебнике, способствует развитию у студентов широкого взгляда на различные социальные процессы и явления, умению анализировать и оценивать их применительно как ко всему обществу и различным группам людей, так и к каждому отдельному человеку.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Природопользование». Может быть полезен всем, кого интересуют современные социально-экологические проблемы.
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладатели запрещается
ISBN 978-5-7695-64X3-3

ISBN 978-5-7695-6483-3
© Прохоров В.В. 2005

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2010

© Оформление. Издательский центр «Академия». 2010

ВВЕДЕНИЕ

В Издательском центре «Академия» в свет выпущен учебник «Экология человека», который посвящен преимущественно общим проблемам этой пауки. В учебнике дано определение экологии человека (антропоэкологии), рассмотрены история становления этой науки, место, которое она занимает среди других наук, описан объект изучения – антроиоэкосистсма, перечислены антропоэкологические аксиомы – базовые теоретические положения экологии человека, изложены вопросы, связанные с демографической ситуацией и общественным здоровьем, влиянием сексуальной революции на жизнь современной молодежи. Отдельные главы посвящены образу жизни людей и семейным отношениям в разные эпохи, жилищу и городу, проживанию человека в сельской местности.

Данный учебник служит продолжением учебника «Экология человека», в нем рассмотрены вопросы, которые развивают один из разделов экологии человека – ее социальное направление. Социальная экология (социальный аспект антропоэкологии) является разделом общей экологии человека, рассматривающим процессы взаимодействия общностей людей с их внешним природным и социальным окружением, динамику этих процессов и их последствия. В центре практически всех глав учебника находятся общности людей, которые в зависимости от складывающейся ситуации в природной и социально-экономической сферах участвуют в тех или иных глобальных пли локальных социальных процессах. Люди молятся своим богам, перемешаются в пределах своей страны и за ее пределами, заселяют новые территории, модернизируют среду своего обитания и свой образ жизни, воюют друг с другом, страдают от массового распространения заразных болезней, голодают. Вес эти события взаимосвязаны, они постоянно сопровождают человека, но в разные эпохи и на различных территориях они протекают неодинаково. По мере распространения современных средств связи и транспорта «сокращаются расстояния» между странами и материками. Планета Земля в представлении человека «сжимается», люди начинают понимать свое единство и ответственность за судьбы колыбели человечества. У землян появляются космические заботы, они устремляются в космос.

Изложить подробно все перечисленные вопросы в одном учебнике невозможно. Автор делает попытку показать связь процессов и явлений, которые определяют жизнь каждого отдельного человека, семьи, больших общностей людей, всего человечества. Очевидно, что люди неодинаково живут в условиях войны и мира, голода и благополучия, на постоянном месте или в условиях непрекращающегося передвижения в неизвестных им краях. Жизнь в античных государствах Пелопоннеса мало была похожа на жизнь древних обитателей Скандинавии. Тем не менее, вектор развития разных человеческих групп имел единое направление.

Имея самое общее представление о событиях, которые происходили и происходят с людьми и со всем человечеством, каждый может расширить свои знания об отдельных процессах и явлениях, используя литературу. Интернет, посещая музеи, бывая в других странах, внимательно присматриваясь к жизни соотечественников в разных уголках нашей страны.

Решать любые экологические и другие проблемы населения невозможно вне контекста истории, вне связи с прошлыми цивилизациями, не зная и не учитывая прошлые ошибки людей и блестящие находки человеческого разума. Необходимо знать людей, которые своим трудом, интеллектом способствовали движению человечества вперед.

Следует подчеркнуть, что экология человека – наука о нашей обшей жизни, она стремится расширить представление о факторах окружающей человека среды и связях между этими факторами и общностями людей, которые постоянно с ними взаимодействуют. Экология человека базируется на системном подходе, что позволяет видеть окружающий мир объемно, во всем его многообразии и сложности.

В учебнике содержатся контрольные вопросы и два списка литературы – основной и дополнительной. Знакомство с книгами, приведенными в списке литературы, позволит расширить знания по тем вопросам, которые изложены в учебнике. В свою очередь, большинство из указанных книг включает обширную библиографию, так что путь познания бесконечен. Желаю читателям успехов на этом пути и счастливых находок.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: