Так же подвергла критике идеи стенли холл. Бим-Бад Б

ВОПРОС 1: Психология развития, генетическая психология, детская психология и возрастная психология. Определение понятия «развитие».

Психология развития - отрасль психологии, изучающая основные закономерности психического развития человека в онтогенезе, качественное своеобразие личности, сознания и деятельности в различные возрастные периоды. Основные разделы психологии развития включают “Детскую психологию”, изучающую психологические особенности младенческого, раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, “Психологию подросткового и юношеского возраста”, “Психологию зрелости” и “Геронтопсихологию”.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. происхождение) - отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980)

Детская психология - Раздел возрастной психологии, посвященный исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка.

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

РАЗВИТИЕ - высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

ВОПРОС 2: Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Кросскультурные исследования в возрастной психологии.

Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.



К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э.Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст.Холл считал, что игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них

подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст.Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

Основные методы: лонгитюдинальный и близнецовый

Теория рекопитуляции Ст. Холл

ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ Стенли Холл(1846-1924) Американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской и педагогической психологии, в которых использовалрезультаты созданных им опросников детей различных возрастов.

С.Холл перенес биогенетический закон на процесс онтогенетического развития ребенка.

Ребенок в своем развитие кратко повторяет развитие человеческого рода.

Развитие детского рисунка отражает стадии изобразительного творчества в истории человечества.

Игра - необходимое упражнение для утраты рудиментарных функций.

Грэнвилл Стэнли Холл (1 февраля (18440201 ) - 24 апреля ) был пионером американской психологической науки и учителем . Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в году).

Биография

В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 году был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации. В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 года. Все 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии , а также попытался определить воздействие образования на подростков. Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить их и прочитать курс лекций в 1909 году.

Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также первый афроамериканец когда либо получавший Ph.D по психологии Фрэнсис Сесил Самнер (англ.) русск. в 1920 году .

Литературная деятельность

Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:

  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children"s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

Напишите отзыв о статье "Холл, Грэнвилл Стэнли"

Примечания

Литература

  • Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125–141.
  • в проекте «Гутенберг»
  • в Виртуальной лаборатории Института истории науки им. Макса Планка

Отрывок, характеризующий Холл, Грэнвилл Стэнли

– А! полноте пожалуйста, – сказал другой.
Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.
Молчание это было прервано одним из братьев, который, подведя Пьера к ковру, начал из тетради читать ему объяснение всех изображенных на нем фигур: солнца, луны, молотка. отвеса, лопаты, дикого и кубического камня, столба, трех окон и т. д. Потом Пьеру назначили его место, показали ему знаки ложи, сказали входное слово и наконец позволили сесть. Великий мастер начал читать устав. Устав был очень длинен, и Пьер от радости, волнения и стыда не был в состоянии понимать того, что читали. Он вслушался только в последние слова устава, которые запомнились ему.
«В наших храмах мы не знаем других степеней, – читал „великий мастер, – кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. Берегись делать какое нибудь различие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, кто бы он ни был, настави заблуждающегося, подними упадающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящешь следы древнего, утраченного тобой величества“.
Кончил он и привстав обнял Пьера и поцеловал его. Пьер, с слезами радости на глазах, смотрел вокруг себя, не зная, что отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело.
Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения.
Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость, и записал столько же, сколько записывали другие.
Заседание было кончено, и по возвращении домой, Пьеру казалось, что он приехал из какого то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. Вчера в ложе ему сказали, что до сведения государя дошел слух о дуэли, и что Пьеру благоразумнее бы было удалиться из Петербурга. Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь, когда неожиданно в комнату вошел князь Василий.
– Мой друг, что ты наделал в Москве? За что ты поссорился с Лёлей, mon сher? [дорогой мoй?] Ты в заблуждении, – сказал князь Василий, входя в комнату. – Я всё узнал, я могу тебе сказать верно, что Элен невинна перед тобой, как Христос перед жидами. – Пьер хотел отвечать, но он перебил его. – И зачем ты не обратился прямо и просто ко мне, как к другу? Я всё знаю, я всё понимаю, – сказал он, – ты вел себя, как прилично человеку, дорожащему своей честью; может быть слишком поспешно, но об этом мы не будем судить. Одно ты помни, в какое положение ты ставишь ее и меня в глазах всего общества и даже двора, – прибавил он, понизив голос. – Она живет в Москве, ты здесь. Помни, мой милый, – он потянул его вниз за руку, – здесь одно недоразуменье; ты сам, я думаю, чувствуешь. Напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда, всё объяснится, а то я тебе скажу, ты очень легко можешь пострадать, мой милый.

Большое влияние оказала теор Дарвина. В дальнейшем любая крупная псих концепция всегда была связана с поиском законов развит. К ранним псих теор относится концепция рекапитуляции. Геккель сформулировал биоген закон в отнош эмбриогенеза: онтогенез- краткое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенеза. Холл считал, что реб-к в развит кратко повторяет развит чел рода. Обнаружил черты сходства в развит реб и развит чел-ва в социогенезе. Холл считал, что игра - необходимое упр. Игра отражает фазы развит филогенеза:
1)млекопит стадия до 6 мес (неосмысленные, рефлекторные, импульсивные действия и поведение);
2)высшие млекопит до 1 г (овладевает предметами);
3) нач-я ступень чел сост от 1 г (овладение вертикальной походкой и речью);
4) ступень первобытных народов до 5 л (игры, сказки);
5) вступление человекака в культуру, поступление в школу, социализация. Значение работ Холла - поиск закона, логики развит;
попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человекака существует определенная взаимосвязь. Холлу принадлежит идея создания педологии. Гезелл проводил лонгитюдное изуч псих развит детей с 0 до подростк возраста с помощью повторяющихся срезов. Свой метод Гезелл назыв. «биографич-лаб». Стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни. Использовал метод сравнительного изучечения развития близнецов, развития в норме и патологии (у слепых). Система тестов Гезелла стала основой практической диагностики психологии развития в рамках нормативного подхода. Согласно теории созревания, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физического роста, двигательного и психического развития проходят ряд возрастных стадий в опред последовательности. Выявленные этапы отл преимущественно темпом развит, кол-венным приростом поведения. Сформулированный общий закон развит: темп психического развит наиболее высок в первые гг жизни; по мере взросления происходит замедление скорости развит. Периодизация по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 г -наиболее высокий прирост поведения, от 1 до 3 –ср, от 3 до 18- низкий. Рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на био факторах созревания. Термен сделал вывод, что в повседневной жизни одаренные индивиды более активны и эффективны, эти св-ва сохраняются на протяж жизни. Под основным фактором одаренности понимал наследственность. Бюлер предложил теорию 3ступеней развит: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Связывал ступени не только с созреванием мозга, но и с развитием аффективных процессов. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Движущая сила – динамика переживаний удовольствий.

Идеи американского психолога, автора педологии и биогенетической теории, С. Холла (1846 – 1924 гг.) оказали существенное влияние на развитие психологии религии. Холл стоял у истоков нового направления психологии, а с точки зрения Пратта Д., его можно считать родоначальником психологии религии.

Знакомство с биографией Холла показывает, что его интерес к религиозным аспектам психологии был далеко не случаен. Родился Стэнли Гренвилл Холл в 1844 году в Ашфилде (Штат Массачусетс, США) в семье небогатых фермеров. Родители Холла были просвещенными и религиозными людьми, и всячески поощряли интерес сына к религиозному образованию, мечтая о том, что он сделает карьеру на духовном поприще. Следуя собственному желанию, совпавшему с желанием родителей, Холл поступил в колледж Уильямса (1863 г.). Учился Холл прилежно, но интерес к философии и эволюционной теории превзошел его интерес к богословию. После знакомства с книгой Вундта «Основы физиологической психологии» Холл переехал в Кембридж (1874 г.), где занял должность преподавателя английского языка в Гарвардском университете и начал усиленно заниматься самообразованием в области психологии. В течение четырех лет Холл написал диссертационное исследование о специфике тактильного восприятия пространства, и первым в США получил докторскую степень по психологии (1978 г.). Интерес Холла к экспериментальной психологии сподвиг его отправиться в Лейпциг (Германия) с целью обучения у Вундта, в его знаменитой лаборатории, которое, как писал впоследствии Холл, не совсем оправдало его ожидания.

Поскольку, во времена Холла, практическая психология не пользовалась успехом в США, Холл продолжил свою педагогическую деятельность, но оставался активным популяризатором и пропагандистом психологических идей. По инициативе Гарвардского университета, Холл выступил с циклом лекций, посвященных вопросам образования, которые имели большой успех у слушателей, и в которых он призывал изучать психологию.

В должности профессора университета Дж. Хопкинса (1882 – 1888 гг.), Холл стал основателем первой в США научной психологической лаборатории (хотя первенство Холла оспаривается некоторыми психологами). Он, несомненно, был энтузиастом в области экспериментальной психологии – лаборатория была оборудована исключительно на средства Холла, а среди получивших в ней подготовку, были такие известные психологи, как Кэттэл и Дьюи.

Холл был исключительно удачливым издателем журналов – три из основанных им изданий: «Американский журнал психологии» (1887 г.), «Педагогический семинар» (в современном варианте «Журнал генетической психологии») и «Журнал прикладной психологии» (1891 г.), издаются по сей день, и пользуются заслуженной репутацией в научных кругах. Основанный Холлом «Журнал религиозной психологии» (1904 – 1915 гг.) в течение десятилетия не без успеха пропагандировал идеи психологии религии. Деятельный интерес к религии Холл реализовал также основанием Школы религиозной психологии Кларка и книгой под названием «Иисус Христос в свете психологии» (1917 г.). Образ Иисуса, представленного в книге «сверхчеловеком», не встретил, впрочем, должного понимания у представителей церкви.



Холл возглавил в качестве президента Университет Кларка (Вустер, Массачусетс) (1888 – 1920 гг.) и 32 года успешно руководил им. Именно Холл пригласил Фрейда и Юнга (1909 г.) в США с лекциями, положившими начало американскому психоанализу. С участием Холла была организована Американская психологическая ассоциация (АПА) (1892 г.), и он же ее возглавил. Холл первым использовал опросники (порядка 200 шт.) для исследования детской психики. Полученные с помощью опросников результаты Холл проанализировал и изложил в своем наиболее известном фундаментальном труде «Юность» (1904 г.), насчитывающем порядка полутора тысяч страниц. К исследованию детской психики Холл применил принцип «рекапитуляции» (сокращенное повторение в онтогенезе филогенеза). Работа Холла «Старость» является первой работой в области геронтологии. Известны также две автобиографии Холла: «Воспоминания психолога» (1920 г.) и «Исповедь психолога» (1923 г.), представляющие ценность с точки зрения становления психологии, как науки, а также работа «Проблемы воспитания» (1911 г.). Холл продолжал писать практически до самой смерти (1924 г.).

Холл был энтузиастом и первооткрывателем во многих областях, но он так и не создал собственной оригинальной научной теории и научной школы. Между тем, он, без сомнения, вписал свою собственную, оригинальную, страницу в историю психологии. Холл первым указал на связь, существующую между историческим развитием человеческого вида и индивидуальным развитием человека.

Становление психики в детском возрасте, считал Холл, наглядно демонстрирует переход человеческого рода от низших ступеней развития к высшим. В детских играх Холл видел проигрывание и «изживание» первобытных человеческих инстинктов: охотничьих, собирательских, завоевательских и др. В играх подростков Холл видел отражение племенной стадии в жизни человечества: иерархические отношения и отношения сотрудничества в диких племенах. Холл считал игру естественным механизмом перехода от одной стадии развития к другой и призывал не мешать детям свободно и беспрепятственно «проживать» примитивные стадии личностного развития, считая их успешное прохождение залогом будущей социальной адекватности и здорового психологического развития.

Основываясь на описанных Холлом стадиях развития и его понятии «рекапитуляции», ученик Холла Гетчинсон составил следующую возрастную периодизацию, состоящую из пяти фаз, не имеющих жесткого временного совпадения и частично перекрывающих друг друга:

1) рождение – 5 лет – стадия рытья и копания (игры с песком, манипуляции с ведерком и совочком);

2) 5 – 11 лет – стадия охоты и захвата (боязнь чужих, проявление агрессивности, жестокости, стремление отгородиться от взрослых и побуждение к утаиванию);

3) 8 – 12 лет – пастушеская стадия (стремление иметь свой угол, страсть к укрытиям (преимущественно во дворах, в поле, в лесу, но не в доме), любовь к домашним животным и стремление их иметь, заботиться о них, стремление к ласке и нежности (особенно у девочек));

4) 11 – 15 лет – земледельческая стадия (интерес к природе, погоде, садоводству, цветоводству, появление наблюдательности и осмотрительности);

5) 14 – 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (осознание роли денег, значения точных наук, стремление обмениваться вещами);

Гетчинсон, вслед за Холлом, считал, что с пастушеской стадии (8 – 12 лет) наступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста дети психологически готовы к систематическому обучению, что невозможно в полной мере на предыдущих этапах психического развития ребенка. Гетчинсон исходил из идеи Холла, согласно которой обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для дальнейшего обучения.

Разработанное Холлом понятие «рекапитуляции», возможно, несколько устарело на сегодняшний день, но оно верно передает основную идею: индивидуальное психологическое развитие в символической форме демонстрирует эволюционный путь культурного и религиозного развития человечества. Согласно Холлу, религиозное развитие человека в такой же мере подчиняется закону рекапитуляции, как и общепсихологическое развитие: в онтогенезе каждая особь в свернутом «тезисном» виде проходит путь филогенеза.

Анализируя собственные исследования детского и юношеского возраста, Холл сделал предположение о том, что развитие религиозного чувства берет начало в младенческой любви, доверии и благодарности ребенка к матери, которые значительно позже трансформируются в отношение к Богу. Таким образом, Холл относит начало зарождения религиозного чувства у человека к периоду его младенчества. Первичное примитивное религиозное чувство, построенное на заботливом уходе и любящем отношении матери, в период начала осознанной жизни претерпевает ряд последовательных трансформаций, соответствующих различным стадиям религиозного развития общества, а, следовательно, различным формам религии: фетишизму, пантеизму, и другим формам, которые Холл отнес к категории «идолопоклоннических». Задачу просвещения общества Холл видел в том, чтобы не отрицать «истинность» других религиозных традиций, а относиться к ним как к «истинным» в своем эволюционном контексте и нужным для решения специфических задач конкретного этапа религиозного развития. Холл призывал относиться к другим религиям по примеру Христа, который говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, а исполнить» (Мф, 5:17), но, в то же время, привнес новый смысл в религиозные верования древних евреев, исповедовавших учения Моисея и Давида. Христос ознаменовал новый этап в жизни человечества, новую стадию эволюционного развития, поэтому смена вероучения произошла естественным образом.

Холл предостерегал против попыток форсировать религиозное развитие ребенка. Как для правильного психического развития, ребенок должен естественным образом последовательно пройти через все стадии психологического созревания, так и для нормального религиозного развития, он должен проделать весь необходимый путь. Нельзя ускорять или задерживать естественный интерес ребенка к религиозным вопросам. Родители, учителя и воспитатели должны смириться с необходимостью приспосабливаться к возрастным возможностям ребенка, т.к. развитие «преждевременной набожности» Холл считал существенной проблемой для дальнейшего развития религиозного образования ребенка. Религиозное воспитание должно учитывать сложный процесс быстро изменяющихся интересов и потребностей растущего ребенка для того, чтобы не привести к развитию религиозного инфантилизма, который с точки зрения Холла, является следствием преждевременного религиозного образования и трудно поддается коррекции. Так же опасно задерживать естественный интерес и потребность ребенка в вере, поскольку такая задержка может стать непреодолимым препятствием для дальнейшего полноценного религиозного образования.

Холл призывал к предельной аккуратности в вопросах веры. Как для любого народа любовь к природе является первой религией, так и для ребенка на первом этапе религиозного образования необходимо развитие его познавательного интереса и почтительного отношения к природе во всех ее проявлениях. На первом этапе, считал Холл, сказки, легенды и мифы народов мира могут принести не меньше пользы для религиозного и психического развития ребенка, нежели библейские рассказы или истории из жизни святых. Важно стимулировать в ребенке развитие таких важных качеств, как воображение, сочувствие, почтение и уважительное отношение ко всему живому. Для ребенка природа в такой же мере, как и социальная или духовная жизнь, наполнена драматизмом, оптимизмом, страхами и любовью. Важно, чтобы воспитатель смог в понятных для ребенка образах природы и представляющих ее живых существ донести нравственный смысл, не прибегая к «насильственному вскармливанию» абстрактными догматическими идеями.

Возраст отрочества отличается своими специфическими задачами. Для взрослеющего человека наступает этап отождествления себя с героями и кумирами. Это сложный возраст экстраверсивной направленности на мир, овладения сложным арсеналом «взрослых» эмоций и чувств: гнева, ревности, зависти, конкурентных отношений, страхов и агрессивных побуждений. Холл считал, что на данном возрастном этапе наибольшую пользу может оказать мощное воспитательное средство, представленное ветхозаветными историями с его подчеркиванием идеи законопослушания и правосудия и «пантеоном» героев своего времени. Важно на этом этапе религиозного развития сформировать у ребенка чувство почтения и благоговейного страха перед величием Бога и его воплощением в идее Закона.

Между тем, настоящий глубокий религиозный опыт, с точки зрения Холла, возможен только с наступлением юности. Юношеский возраст Холл считал наиболее благоприятным временем для развития религиозного чувства, т.к. годы отрочества являются лишь подготовительными для зрелого религиозного чувства, а молодые годы в большей степени наполнены интересом к формальной стороне религии (доктрина, история религии, догматы веры, обряд). Свою точку зрения Холл подкрепил многочисленными экспериментальными данными, согласно которым, пик духовного роста приходится на годы сексуального созревания. Об этом также свидетельствовали данные, полученные другими исследователями, занимавшимися динамикой религиозности, в частности, ее возрастным аспектом.

Холл подчеркивал, что связь между сексуальностью и религиозностью очевидна даже для человека, не имеющего дело ни с психологией, ни со статистикой. Эта связь просвечивает даже в языке: религиозный язык мистиков и теологов, язык песнопений и религиозных гимнов – это язык любви. Холл объясняет данный феномен принципом «сходства и различия». Сходными являются весьма существенные черты, отличающие человека, испытывающего сильное религиозное чувство, и влюбленного:

– неубывающий интерес, фанатичная приверженность предмету поклонения;

– выражение преданности предмету поклонения всеми возможными средствами;

– широкий диапазон переживаемых чувств – от уныния до экстатического состояния счастья;

– колебания между самоутверждением и самоуничижением;

– выработка и соблюдение определенного церемониала;

– наличие элементов идолопоклонничества и фетишизма;

– преувеличенное внимание к предмету поклонения и гипертрофированное эмоциональное реагирование на все, связанное с ним.

Холл указал на всего лишь одно, но весьма важное отличие между сексуальностью и религиозностью – трансцендентный объект религиозного поклонения никогда не выступает в роли объекта реаль­ного сексуального желания.

В юности человек решает психологическую задачу обращения к обществу – он совершает поворот от изначального инфантильного эгоцентризма к осознанию социальной ценности альтруизма. Значительные психологические перемены происходят на почве естественных физиологических процессов созревания, что с одной стороны, усложняет психологическую динамику, а с другой стороны, подталкивает ее. Холл указал на своевременную и важную роль религии на этом жизненном этапе – религиозное чувство позволяет облагородить и возвысить любовное чувство, подчеркнуть и выделить его духовную, чувственную составляющую, затенив физиологическую. Кроме того, в юношеском возрасте, критическом с точки зрения переоценки ценностей, временной утраты жизненных ориентиров, несформированности целей и моральных критериев, религия выполняет направляющую и предостерегающую роль маяка в предрассветном тумане. По мнению Холла, целью жизни являются любовь и заинтересованность в тех вещах, «которые наиболее достойны любви и интереса». Холл указывает на Новый Завет, как на руководство не только в вопросах жизни в целом, но и любви, в частности. Поэтому, с точки зрения Холла, Новый Завет должен быть целенаправленно и глубоко изучаем в юношеском возрасте, поскольку, как полагал Холл, этот текст написан и адресован в первую очередь тем, кто еще не достиг двадцатилетнего возраста. Именно в юношеском возрасте Новый Завет и Библия в целом (Ветхий Завет, Новый Завет, Деяния Апостолов, Послания Апостолов, Псалтырь), считал Холл, могут максимально оказать на психику человека свое благотворное влияние. Холл считал, что Библия в символической форме отражает весь процесс эволюции человеческой души и содержит ответы на все вопросы, с которыми сталкивается человек на всех стадиях психического развития.

Для дальнейшего продвижения по пути духовного созревания Холл настоятельно рекомендовал не останавливаться на изучении Библии. Он считал, что святоотеческая литература, история церкви, история религиозных традиций, философия, этика и психология религии позволят более полно и глубоко постичь сокровенный смысл религиозного предания, его мистическую сторону, наполнить духовную жизнь полнокровным жизнеспособным содержанием. С точки зрения Холла, догматизм и слепое следование ортодоксальной букве церковного Закона губит живое зерно веры.

Холл полагал, что человечество в своем религиозном развитии сохраняет опыт всех предыдущих стадий. Холл уподобляет этот «младенческий» незрелый опыт рудиментарным органам в человеческом организме. Не важно, считал Холл, как далеко мы продвинулись в своем религиозном образовании и развитии, мы все равно сохраняем способность воспринимать религию непосредственно, безоценочно, доверительно, как делали это, когда были детьми. Ошибка – полагать, что более успешному религиозному развитию человека необходимо формальное обучение вере, построенное на использовании готовых рецептов и формул. Напротив, продвижение в вере невозможно без доверия – доверия к себе, собственному религиозному опыту, и к Богу – вспомним евангельское: «Будьте как дети».

Холл был удивительно разносторонне одаренной личностью. Возможно, религиозность как раз и была той направляющей и поддерживающей силой, которая вела его по жизни. Для Холла внутренняя душевная и духовная жизнь всегда была главной, определяющей реальностью, а религиозность – средством осуществления полноценной осмысленной жизни. Холл внес собственный оригинальный вклад в исследование психологических аспектов религиозности. Он сумел, создав новый идеал строгой академической психологической науки, сохранить в нем живые человеческие ценности. Его научная концепция открыла новое направление для теоретических разработок и экспериментальных исследований в области религиозного опыта. Идеи Холла относительно схожести религиозных представлений детей с религиозными представлениями первобытных обществ внесли свой вклад в переосмысление принципов религиозного воспитания. Многие положения педологической концепции Холла со временем были пересмотрены, но педология была популярной во всем мире наукой практически до середины XX в. И хотя в настоящий момент термин «педология» заменен кристенсовским «child study» («исследование ребенка»), теория Холла стала необходимым эволюционным звеном в комплексном изучении детской психики.

Контрольные вопросы:

1. Изложите суть теории Холла и раскройте понятие «рекапитуляции».

2. В чем Холл видел истоки религиозного чувства?

3. Опишите первичное религиозное чувство и укажите, с какими формами религии его соотносил Холл.

4. В чем Холл видел специфические психологические задачи отроческого возраста, и что он предлагал в качестве воспитательного религиозного средства для периода отрочества?

5. Перечислите выделенные Холлом признаки, по которым имеется сходство и различие между религиозным и любовным чувством.

6. В каком возрасте, с точки зрения Холла, наиболее полезно изучение Нового Завета?

7. В чем заключался вклад Холла в развитие психологии в целом, и психологии религии, в частности?

Литература:

1. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532с.,ил.

Холл, Грэнвилл Стэнли

Грэнвилл Стэнли Холл (1 февраля (18440201 ) - 24 апреля ) был пионером американской психологической науки и учителем . Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в году).

Биография

Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Yellow Springs, Огайо . В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джонса Хопкинса и начал то, что считается первой американской лабораторией психологии. Там Холл страстно возражал об уделении особого внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории в средней школе, заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.

В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 г. был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации. В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 г. За 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии , а также попытался определить эффект подростков в образовании . Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить и прочитать курс лекций в 1909 году.

Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также первый афроамериканец когда либо получавший Ph.D по психологии Фрэнсис Сесил Самнер (англ.) русск. в 1920 году .

Литературная деятельность

Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:

  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children"s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

Примечания

Литература

  • Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125–141.
  • Biography and bibliography в Виртуальной лаборатории Института истории науки им. Макса Планка

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 1 февраля
  • Родившиеся в 1844 году
  • Умершие 24 апреля
  • Умершие в 1924 году
  • Психологи США
  • Президенты Американской психологической ассоциации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Холл, Грэнвилл Стэнли" в других словарях:

    Холл может означать: Холл в архитектуре Холл (фамилия): Холл, Александр (1883 1943) канадский футболист Холл, Асаф (1829 1907) американский астроном Холл, Баг (1985) американский актёр Холл, Генри (1873 1930) … … Википедия

    Холл английская фамилия В списке наиболее распространённые фамилии в США занимает 26 место Холл, Александр (1883 1943) канадский футболист Холл, Асаф (1829 1907) американский астроном Холл, Баг (1985) американский актёр… … Википедия

    ХОЛЛ - (Hall) Грэнвилл Стэнли (1844 1924) американский психолог, один из основателей педологии. После окончания духовной семинарии получил образование в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В. Вундта (д р философии, 1878 80). С 1881 г. преподавал… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    П Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука… … Википедия

    Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

    Эмблема на звезде кинокамера Список заслуженных деятелей кино, а так же персонажи из фильмов и мультфильмов, чьи звезды находятся на голливудской аллее славы … Википедия

    Престижная награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно. Была учреждена в 1936 году. 1930 е *1936 Гэил Сондерграад Энтони несчастный за роль Фейт Палеолугус ** Бела Бонди Великолепная женщина лёгкого поведения за роль Рейчел … Википедия

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: