Храм богоматери живоносный источник. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектура церкви иконы Божией Матери «Живоносный Источник» не примечательна. Вызывает много споров, почему Екатерина II не стала ставить на ее месте более величественный храм.

Но царицынская церковь выделяется довольно редким посвящением иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Этот образ помогал женщинам зачать ребенка. Царевна Софья в пору ее увлечения в 1680-х годах князем В.В. Голицыным неоднократно молилась у этой иконы, ведь рождение сына могло помочь ей в борьбе за престол. В честь этого образа она построила каменный храм на Воробьевых горах.

В 1932 храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно разграбили и закрыли, а здание приспособили под конторы.

Что есть что в церкви

Во время Великой Отечественной войны рядом с церковью в одном из частных домов в Царицыно жила блаженная старица Матрона Московская. С ее именем связано много легенд. Говорят, что она предсказала гибель от несчастного случая пришедших разбирать царицынский храм большевиков - это сбылось. А когда немецкие войска подошли к Москве, Сталин спросил у Матроны, эвакуировать ли правительство. Тогда она предсказала поражение немцев.

В 1990-х годах церковь в Царицыно отреставрировали и вернули верующим.

В православной культуре имеется много различных чудотворных икон Божией Матери. Некоторые лики Богородицы имеют древнюю историю. К одной из таких икон относят образы Богородицы типа "Живоносный Источник".

Каждый год православная Церковь в пятницу Светлой седмицы совершает торжества в честь празднования иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. История появления иконы Богородицы "Живоносный Источник" восходит ко времени V века и является напоминанием о чуде исцеления Богородицей слепца у источника, находящегося вблизи Константинополя. Свидетелем этого удивительного события был воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором Византийской империи. Когда Лев проходил мимо источника, он увидел слепца. Воин отправился к роднику для того, чтобы набрать себе воды и напоить незрячего. Вдруг Маркелл услышал голос, повелеваший ему зачерпнуть воду из источника и не только напоить слепца, но и наложить влажную повязку с водой на глаза болящему. Это был голос Божией Матери. Лев Маркел исполнил повеление и слепец прозрел.

Когда Лев вступил в должность главы великой империи, он воздвиг вблизи источника храм в честь Девы Марии. Дом Божий был назван "Живоносным Источником". После завоевания мусульманами Византии храм был разрушен. Восстановили Дом Божий близ источника только в XIX веке.

Сам же образ "Живоносный источник" является более поздним "прототипом" древней иконы Богородицы типа "Знамение". На древнем Влахернском первообразе изображалась Богоматерь у источника. Из рук Девы Марии истекала святая вода. Первоначально на иконе "Живоносный Источник" не изображался целебный родник. Позднее в иконографию вошли чаша со святой водой, а также источник или фонтан.

К самым ранним изображениям Богородицы "Живоносный Источник" относят образ, найденный в Крыму, относящийся историкам к XIII веку. С середины XIV века появляются образы Богородицы "Живоносный Источник" с чашей и располагающимся над ней целебным источником. В XV веке образ типа "Живоносный Источник" появился на горе Афон в монастыре святого Павла. Богородица с младенцем изображены в чаше.

На Руси иконы типа "Живоносный Источник" начали появляться в XVI веке, когда в практику вошел обычай освящать водные источники при монастырях, посвящая их Пресвятой Богородице.

Необходимо сказать также и о других названиях иконы, нашедших свое отображение в русской традиции. К таковым относят названия "Живоносной Источницы", "Источная" и "Живоприемный Источник".

Богата Москва православными храмами и монастырями. Издревле плыл над ней малиновый звон их колоколов. Со всей необъятной Руси шли паломники, чтобы поклониться мощам святых угодников и излить перед чудотворными иконами свои печали. А уж таких икон послал Господь в Белокаменную великое множество. В их честь строились и освящались храмы. Один из них - храм "Живоносный Источник" в Царицыне. О нём наш рассказ.

Святой источник

Но прежде всего, несколько слов о самом Живоносном Источнике, в честь которого написана икона и освящён храм. Предание говорит, что в V веке вблизи Константинополя находилась роща, посвящённая Пресвятой Богородице. В роще был чудотворный источник. Сама Пречистая Дева указала людям место, где найти его, и повелела благочестивым людям приходить к нему и по вере получать исцеление от болезней. Среди исцелившихся были и простые люди, и императоры. В благодарность за явленные чудеса вначале заключили источник в каменный круг, а позже воздвигли рядом с ним каменную церковь. Всем, кто обращался к ней с верою и молитвой, Богородица посылала исцеление.

Первая деревянная церковь

Тот участок, где сейчас находится храм в Царицыне, получил своё название лишь в 1775 году, при Екатерине II, а прежде там находилась усадьба Чёрная грязь. В 1680 году её хозяином стал князь А.С.Голицын. Он и его родные отстроили заново обветшавшую усадьбу и возвели деревянную церковь. Но наступили времена стрелецких бунтов, и попали в опалу все сторонники в том числе и род Голицыных. Усадьбу отобрали, и она перешла в казну.

Каменный храм "Живоносный Источник" в Царицыне

В 1713 году царь подарил её выдающемуся государственному деятелю Д.К.Кантемиру, который построил на месте деревянной церкви новую каменную. Со временем она неоднократно перестраивалась наследниками и долгие годы служила их родовой усыпальницей. Следующей владелицей усадьбы стала императрица Екатерина II, купившая её у семьи Кантемиров. Она поручила перестроить весь ансамбль зданий и заменила неблагозвучное название на Царицыно. Отныне здесь размещалась одна из её летних резиденций.

На протяжении своей истории храм "Живоносный Источник" в Царицыне неоднократно перестраивался и подновлялся. Иногда это делалось на средства богатых жертвователей, иногда на сборы простых прихожан. Печальная судьба постигла его в 1939 году. Богоборческие власти придумали подходящий повод и закрыли храм. шедевру архитектуры нашли иное применение. Вначале в нём помещалась трансформаторная будка, затем типография и, наконец, деревообрабатывающей цех. В результате вибрации от работы его оборудования значительные повреждения были нанесены и стенам здания, и их росписи.

Возвращение здания храма прихожанам

В 1990 году храм "Живоносный Источник" в Царицыне вновь был возвращён верующим. Под руководством настоятеля, протоиерея Георгия Бреева, началось его восстановление. Чтобы придать храму первоначальный вид, пользовались документами, сохранившимися среди описи усадьбы Царицыно, и воспоминаниями старых прихожан.

В настоящее время приходская жизнь храма включает в себя самые разнообразные аспекты. Кроме того что здесь проводятся ежедневные богослужения, к услугам верующих богатая церковная библиотека. Посещают её как учащиеся православной школы, так и все желающие. На базе воскресной школы организована группа поддержки лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также поддержки их православных общин. Храм "Живоносного Источника" в Царицыно широко известен организацией паломнических поездок и благотворительных консультаций, которые проводят юристы и психологи.

Храм иконы Божией Матери "Живоносный источник" был построен в 1722 году по проекту архитектора П.Н. Лавина по заказу политического деятеля и ученого, господаря Молдавии (1710-1711 г.), князя Д.К. Кантемира. Перестраивался в 1760-е годы и в 1883 году.



Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-х годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, каменной постройкой. Его сын князь М.Д. Кантемир возвел в 1759-1765 годах ныне существующее здание, северный придел которого посвятил (в память отца) святому великомученику Дмитрию Солунскому. В 1883-1885 годах была расширена трапезная церкви, сооружен южный придел в честь иконы Казанской Божией Матери и на один ярус возвышена колокольня.

Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия и в целом довольно заурядна. Странно даже, почему Екатерина Вторая вместе с Потемкиным не вознамерилась строить новый, более представительный храм в том же «готическом вкусе», что и весь дворцовый ансамбль. Эта скромная церковь служит теперь памятником кантемировской эпохи в истории Царицына.

В 1930-х годах царицынская церковь была закрыта. В 1990 году началась ее реставрация, 6 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй торжественно освятил возрожденный храм для новых богослужений.

http://www.tsaritsyno.net/ru/progulki/givonosn/



Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника». Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство. Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками, перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».

В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины». В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством». В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1765 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М.Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А.Я. Кантемир.

В 1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении. При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.

В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А.И. Клементовича - владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, перенесена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.

Церковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. - под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.

В 1990 г. церковь Божией Матери Живоносный Источник была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев. 6 октября возобновились богослужения.

По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что при церкви находились два деревянных дома, в которых жили священники. Один из них, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его месте и фундаменте построен кирпичный домик, переданный теперь в пользование церкви.

http://spring-life.ru/istoriya



Церковь Пресвятой Богородицы Живоносного источника построена в сельце Черной Грязи, деревянная, между 1682-84 гг.

Стольник князь Алексей Васильевич Голицын, получивший это имение от деда своего боярина Ивана Федоровича Стрешнева, поступился 15 ноября 1683 г. из своей вотчины в сельце Черной Грязи пашни 10 четвертей к новопостроенной церкви во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника.

В описных книгах 1689 г. 17 октября, составленных по указу великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и по памяти из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Лариона Вязмина и путным ключником Григорием Чернцовым, церковь в селе Богородском, Черная Грязь тож, описана была в следующем порядке: «в селе Богородском, Черная Грязь тож, церковь деревянная Пресвятой Богородицы Живоносного источника с трапезою и с чуланами, о пяти главах, крыта чешуею зеленою, кругом обшита изнутри и снадворья тесом и окрашена тремя красками… У обоих чуланов из церкви и из чуланов на паперть двери столярные на резных крюках польских, скобы немецкие луженые на репьях; двери писаны живописным письмом, налой кожаный… В алтаре, чуланах, в главах и в церкви в красных окнах 94 окончины слюденых, разных дел образцами; у церкви замок немецкий. У трапезы и у красных окон 14 вставней деревянных обиты полностью серою. С паперти на трапезу две лестницы круглые, что ходят на хоры, а кругом трапезы и церкви ход и поставлены балясы точеные и покрашены. На церкви, на чуланах и на колокольне кресты деревянные спаены железом белым. Перед церковью колокольня рубленная деревянная, обшита тесом и окрашена красками разными, а на ней 7 колоколов, в большом колоколе весу 53 пуда 15 фунт., в другом колоколе весу 30 пудов, а в 5 колоколах весу неведомо, потому что на них весу не написано… В селе Богородском, что была Черная Грязь, церковниковых дворов: во дворе поп Гавриил Лукьянов, во дворе дьякон Борис Трофимов, во дворе дьячок Максимко Иванов, во дворе пономарь Гришка Васильев, во дворе другой пономарь Стахейко Васильев, во дворе просвирница Михайлова дочь. У церкви богадельная изба трех сажень, а в ней образ чудотворца Сергия, пред избою сени дощатые, в сенях 3 чулана, а в богадельне богомолицы 4 вдовы, а корм им выдается мука ржаная и крупы овсяные и солод, в скоромные дни мясо, молоко, а в постные дни рыба, капуста, дрова, коли чего не достанет - кормили их приказчики».

В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1721 г. говорится: «21 августа запечатан указ о строении церкви, по челобитью светлейшего российского князя, тайного советника, сенатора Дмитрия Константиновича Кантемира, велено ему в Московском уезде, в вотчине его в селе Черной Грязи, вместо ветхой деревянной церкви, на старом церковном месте, построить вновь церковь деревянную ж (каменную) во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника; пошлин гривна взято, принял Роман Дементьев». Под 1722 г. показано: в селе Черной Грязи церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника.

По сказке попа с причетники: того села крестьяне ходят по старине к церквам села Сабурова и приселка Дьяковского. По справке с Приказом Большого дворца в том селе и деревнях крестьянских дворов 27, а за попом с причетники никаких угодий и земель нет, кормятся ругою. 1700 г. 11 июля великий государь, слушав сей выписки, указал: того села попу с причетники руги не давать и из окладу выложить, а довольствоваться подаянием приходских людей.

Село Черная Грязь, по писцовым книгам, письма и дозора Елизарья Сабурова да подьячего Ивана Яковлева под 1589 г. - «пустошь Черногрязная Московского уезда, приписанная к дворцовому селу Коломенскому, в пустоши показано «пашни паханые земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищи из деревни Осляевой, да перелогом 11 десятин, да лесом поросло 12 ½ десятин в поле, сена 20 копен». 26 января 1633 г., «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси именному приказу, дворцового села Коломенского пустошь Черногрязная с деревнями… проданы в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу за 73 руб.»; в 1650 - 63 гг. этою вотчиною владел его сын боярин Семен Лукьянович, который на пустоши Черной Грязи поставил двор для себя, отчего пустошь и стала сельцом.

После С. Л. Стрешнева, умершего в 1666 г., досталось имение его жене вдове Марье Алексеевне и за ней утверждено отказною книгою 18 октября 1666 г. В 1673 г., по указу великого государя, вышеописанное имение по смерти боярыни М. А. Стрешневой было приписано к дворцовому ведомству.

21 ноября 1682 г. великие государи пожаловали сельцо Черная Грязь с деревнями и пустошами боярину Ивану Федоровичу Стрешневу, «по родству, чем владел брат его боярин Семен Лукьянович Стрешнев, а в сельце двор вотчинников, хоромы ветхи, да сад, в нем яблони и вишни». И. Ф. Стрешнев, получив это имение, построил церковь на пустоши Стеблевой, рядом с сельцом Черная Грязь отчего оно и стало называться селом Богородским.

В 1683 г. боярин Стрешнев отдал свое имение во владение родному внуку своему стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну и за ним имение утверждено отказною книгою, в которой упоминается: «1686 года мая в 4 день отказано князю Алексею Голицыну вотчина боярина Ивана Федоровича Стрешнева в Московском уезде, в Ратуеве и Черневе станах, село Богородское…».

В 1689 г. по именному указу великих государей, все имения, принадлежавшие князю Василию Васильевичу и его сыну Алексею Голицыным, были отписаны на великого государя «за их вины» и того же года составлена 17 октября опись. 9 июня 1712 г., по именному указу отписное имение князя Голицына пожаловано светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру; в селе Черной Грязи числилось 13 дворов крестьянских и бобыльских, в деревнях: Ореховой 9 дворов, в Шандурове 6 дворов, Петровке 5 дворов крестьянских.

После князя Д. К. Кантемира это имение досталось его жене вдове княгине Настасье Ивановне, урожденной княгине Трубецкой, с ее пасынком князем Константином Дмитриевичем Кантемиром, а от него перешло к его родным братьям Матвею и Сергею Кантемир, которые между собою в 1757 г. имения разделили, и село Черная Грязь с деревнями досталось Матвею Кантемиру.

В 1775 г. ее императорское величество высочайше повелеть соизволила: купленное у отставного бригадира Сергея Кантемира и причисленное в ведомство Главной дворцовой канцелярии село Черную Грязь отныне именовать селом Царицыным, августа 13 дня 1775 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: