«Это всё люди, которых с Караваджо связывает личное знакомство. История искусства в одном сюжете: святой Себастьян А заказчики показывали то, что заказали

«Святой Себастьян » — картина великого итальянского художника (1429/31 — 1479). Картина был написана в 1476 году. Холст, масло. Размеры: 171 x 85,5 см. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.

Святой Себастьян был крайне популярен у художников прошлого, которые занимались религиозной живописью. Святого Себастьяна писали такие художники, как Тициан, Караваджо, Жорж де Латур, Джованни Больтраффио, Марко Пальмеццано, Эль Греко, Рубенс, Эжен Делакруа, Камиль Корро, Сальвадор Дали, Паоло Веронезе, Гверчино, Гвидо Рени и многие-многие другие. По некоторым подсчётам, за историю живописи создано около 6000 изображений Святого Себастьяна, что делает его одним из самых популярных святых у художников прошлого и современности.

Как известно, христианский святой и мученик Святой Себастьян в наказание за свою веру был привязан к столбу и пронзён стрелами. Раны оказались несмертельными и он выжил, однако позже был забит камнями.

Антонелло да Мессина изобразил на своей картине не просто саму сцену поражения Себастьяна стрелами. Эта картина представляет силу веры. В первую очередь стоит отметить выражение лица и позу Себастьяна. От пронзённых его стрел он не корчится от боли и его лицо не искажено от страданий. Он стоит ровно, а его взгляд отрешённо устремлён к небу. Таким образом художник изобразил стойкую и непобедимую убеждённость в своей вере и духовную чистоту святого. Стоит также обратить внимание на окружение. На заднем плане находятся прекрасные дома с высокими арками. Люди на заднем плане занимаются своими делами. Их мало волнует казнь человека, который страдает за веру. Этим художник показал, что Себастьян противопоставил себя всему миру, верил в правильность христианской веры несмотря на равнодушие и осуждение всех окружающих.

Картина выполнена очень мастерски и потому является одним из лучших изображений Святого Себастьяна, а также одним из лучших произведений живописи Раннего Возрождения.

Картина «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина

Хотите стать самым оригинальным на предстоящем празднике? В этом случае вас заинтересуют поздравления на сайте http://mir-pozdravleniy.ru/ . Большой выбор уникальных поздравлений на любой праздник и по любому поводу.

В истории церкви известны жития множества мучеников
В церковной литературе хватает и казней экзотических, и подвигов беспримерных - а все равно редко кого встретишь в живописи чаще Себастьяна.

Страдания христианского мученика, пронзаемого стрелами, были весьма популярным сюжетом и в ренессансной живописи, и позднее - вплоть до наших дней.

По одной версии, Себастьян стал популярен из-за эпидемий чумы, которые регулярно свирепствовали в Европе. В ту пору этот святой почитался как защитник от страшной болезни.

Другая версия гласит, что сюжет полюбился живописцам совсем по иной причине: он позволял изображать обнаженное тело без опасений, что церковь найдет это неприличным. Художники Возрождения боготворили античные идеалы наготы, но долгое время вынуждены были считаться с религиозными ограничениями.
Вероятно, что по этой же причине изменился и возраст Себастьяна.

По легенде он к моменту казни был мужчиной в зрелых летах и при солидной должности, а на большинстве картин мы обнаруживаем прекрасного юношу сродни Адонису или Аполлону. Чем еще, как не вниманием авторов к цветущей и совершенной плоти, объяснить такую метаморфозу?

Духовный пафос в этом сюжете был все-таки не менее важен. Образ Себастьяна трактовался как героический. Персонаж чаще всего выглядел непреклонным в вере и безразличным к неминуемой гибели.

Первые изображения мученика появились на фресках еще в VII веке. А с началом Ренессанса для Себастьяна настал поистине золотой период. Иконография этого святого, то есть совокупность вариантов его изображения, довольно обширна.


Мозаичная икона Святого Себастьяна VII века.
Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб.

С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.

Самым распространенным был сюжет с расстрелянием мученика. Повальное увлечение им пришлось на XV столетие. Почти одновременно с Антонелло да Мессиной свои варианты картин на эту тему создали Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Сандро Боттичелли, а позднее к ним присоединились Тициан, Эль Греко, Паоло Веронезе, Хусепе Рибера, Антонис Ван Дейк.



Иногда сюжет будто становился навязчивой идеей. Например, Перуджино умудрился написать восемь картин со святым Себастьяном в главной роли, Гюстав Моро - семь, Гвидо Рени - пять. Возможно, впрочем, подобная продуктивность диктовалась пристрастием публики. Рассказывают, что когда французский король Людовик XIII увидел "Святого Себастьяна" кисти Жоржа де ла Тура, он распорядился вынести из своей комнаты все другие картины.
Между прочим, от стрел как раз Себастьян не погиб. Предание сообщает, что начальник преторианской гвардии, втайне обращавший людей в христианство и приговоренный за это императором Диоклетианом к расстрелянию стрелами, после казни остался жив. Израненного Себастьяна выходила некая вдова по имени Ирина.

Смерть пришла к нему позже, когда он вновь явился к императору и принялся обличать того за неоправданную жестокость по отношению к верующим в Иисуса. На сей раз Диоклетиан приказал забить непокорного камнями и сбросить тело в сточную канаву. Впрочем, окончательное погребение Себастьяна произошло в катакомбах, где его захоронили единоверцы.

Судя по плотной фактуре и ярко выраженной светотени, эта работа могла быть написана в то время, когда Рени жил еще в Риме (1601 - 1614 гг.), но в ней заметно и следование приемам Караваджо, хотя позднее у Рени этот драматический подход постепенно уступал место


сглаженному покою и лирической чистоте, более близким позициям идеального классицизма. Рени изобразил мученика - римского воина, осужденного за защиту христианской веры, - в тот момент, когда его уже осыпали стрелами соратники из преторианской когорты, но Святая Ирина еще не исцелила его раны. Святой как бы погружен в великолепный пейзаж, вечерний свет обливает его обнаженный торс и тень, которую лицо отбрасывает на шею, создавая резкий контраст с ярко высвеченным правым плечом святого. Существует несколько авторских копий этой версии картины, хранящаяся в Лувре самая яркая из них. Это полотно из коллекции королевы Изабеллы Фарнезе тоже неоднократно копировалось.

Святой Себастьян - гомосексуализм и садомазохизм

Согласно легенде, Себастьян - римский легионер, капитан лучников, который принял христианство и стал обращать в свою веру других. За это император Диоклетиан приказал казнить его. 20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, и его собственные лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли его мертвым. Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву.

Паоло Веронезе Святой Себастьян

Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчиной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Иногда его изображали таким и позже. У Паоло Веронезе Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат; здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Один из нескольких Себастьянов Тициана написан с усами и бородкой. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г.) - здоровый плотный молодой мужчина с усами. Но исключения только подтверждают правило.

Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. В XV в. итальянские художники, которых привлекала возможность изображения нагого и беспомощного мужского тела, сделали его нежным женственным юношей, почти мальчиком. Это один из самых популярных персонажей искусства XV в.

Связанные за спиной или поднятые кверху, обнажая подмышки, руки святого Себастьяна делают его тело открытым взгляду и уязвимым. Его фигура часто женственно-расслаблена, а композиция картины строится так, что зритель смотрит на него как бы снизу. При этом взгляд зрителя невольно совпадает с точкой зрения лучников, что делает его как бы соучастником казни, а в фокусе его внимания неизбежно оказываются гениталии мученика. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" - направлением стрел, струйкой крови и т.п.

Все это давало обильную пищу гомоэротическому воображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, в зависимости от собственных пристрастий, идентифицироваться как с самим Себастьяном, так и с его палачами. Согласно одному рассказу, "Святого Себастьяна" кисти Фра Бартоломео даже убрали из церкви, потому что он возбуждал греховные помыслы у прихожанок. Если в чопорной Испании декорум соблюдали строже, то в ренессансной Италии святой Себастьян стал настоящим христианским Аполлоном или Адонисом - юным, красивым и раздетым.

Стрелы - символ тоже многозначный. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи). С другой стороны, стрела - явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы). И, наконец, это знак любви. Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Если художник надписывал на стреле собственное имя, это не только подтверждало авторство картины, но и могло быть признанием в любви к изображаемому персонажу. Современники нередко называли даже имена конкретных юношей, с которых художники писали своих Себастьянов, утверждая, что между мастером и его моделью существовали любовные отношения. Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин, иногда - легкого поведения).

Пьетро Перуджино

Имело значение и количество стрел. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. Но в большинстве случаев художники Возрождения довольствовались тремя или пятью, а Перуджино - даже одной или двумя стрелами.

Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г.г., Лувр). Это прекрасный эфеб, нечувствительный к боли, с горящими глазами, его пенис едва прикрыт красивым шарфом, за которым видны лобковые волосы. Сцена казни является для художника лишь предлогом для демонстрации обнаженного тела. Перуджино даже написал на стреле собственное имя, что делает художника, с одной стороны, соучастником казни, а с другой может выглядеть как объяснение в любви.

Любителей искусства удивляет отсутствие во многих изображениях Святого Себастьяна какого бы то ни было страдания. Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне.


Художники Ренессанса сумели представить обнаженное и связанное мужское тело не столько страдающим, сколько пассивным и получающим удовольствие от своей беспомощности. Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения.

Однако, изображения обнаженного мужского тела, уместные в искусстве эпохи Возрождения, в эпоху контрреформации стали предметом нападок. Тридентский собор (1545-1563 г.г.) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г.) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки... Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней... Себастьяна -без стрел... О, тщеславная суета, бесконечная ошибка..." "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. У Святого Себастьяна, когда он привязан к своему дереву и утыкан стрелами, все члены окрашены и покрыты кровью из ран, не нужно показывать его нагим, красивым, обаятельным и белым... ", - вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г.).

РЕНИ И СВ.СЕБАСТЬЯН

Святой Себастьян. Лувр

Самый популярный у геев святой Себастьян принадлежит кисти Гвидо Рени. О своей любви именно к этому Себастьяну дружно говорили немецкие гомосексуалы в начале XX века. Некоторым из них этот образ помог осознать собственную ориентацию.

Идеолог "мускулистого христианства" англиканский священник, личный капеллан королевы Виктории писатель Чарльз Кингсли (1819-1875 г.г.) никогда не признавался в своей гомосексуальности. Но написанные им (от первого лица) впечатления от картины Гвидо Рени Олтона Локка, юного героя его одноименной повести (1850 г.), говорят сами за себя:

"Эти мужские конечности, такие большие и такие деликатные, выделяющиеся на фоне призрачного света, беспомощность связанных рук, стрела, трепещущая в пронзенном боку, запрокинутый лоб, глаза, в темной глубине которых восторженная вера, казалось, побеждает муку и стыд... От напряженности моего взгляда глаза готовы были выскочить из орбит ".

А вот как описывает свои подростковые впечатления японский писатель Юкио Мисима: "Обнаженное тело божественно прекрасного юноши было прижато к дереву, но кроме веревок, стягивавших высоко поднятые руки, других пут видно не было. Бедра Святого Себастьяна прикрывал кусок грубой белой ткани...

Это ослепительно белое тело, оттененное мрачным, размытым фоном, светоносно. Мускулистые руки преторианца, привыкшие владеть луком и мечом, грациозно подняты над головой; запястья их стянуты веревкой. Лицо поднято вверх, широко раскрытые глаза созерцают свет небесный, взгляд их ясен и спокоен. В напряженной груди, тугом животе, слегка вывернутых бедрах - не конвульсия физического страдания, а меланхолический экстаз, словно от звуков музыки. Если б не стрелы, впившиеся одна слева, под мышку, другая справа, в бок, можно было бы подумать, что этот римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву... "

В современном искусстве есть все - и полная фронтальная нагота, и зверские пытки, и страстные объятия. Но ни одна из них этих картин не вызывает у зрителя таких глубоких, в том числе эротических, чувств, как невинный, с устремленными ввысь глазами, Себастьян Гвидо Рени...

Моралист скажет, что каждый понимает в меру своей испорченности, а искусствовед - что в меру своей художественной культуры.

Гвидо Рени – талантливый итальянский художник, подаривший миру целый ряд замечательных работ. Работы Рени выставлены в дрезденской галерее, Палаццо Пито, Лувре, Эрмитаже и музее имени Пушкина. Работы Рени отличаются большой живостью и напыщеностью картин, по его работам мы можем составить представление о господствующих в то время эстетических вкусах.

В овальном портрете Рени изобразил историю о римском сентурионе Себастьяне, который служил в гвардии императора Диоклетиана. Святой Себастьян был известен своим мученическим поступком – он отказался отречься от веры, после чего император приказал казнить его. Римские легионеры выпустили по нему несколько стрел, но не смогли его убить. После выздоровления, Святой Себастьян снова пришел к императору, после чего Диоклетиан приказал забить его камнями и сбросить со скалы.

История о Святом Себастьяне стала основой для многих художников. Картины о подвиге Святого писали Тициан, Рафаэль, Караваджо, Эль Греко и Ботиччелли. Гвидо Рени создал интересный образ святого. В своей картине он отражает мучение молодого юноши от стрел, концентрируясь в первую очередь на мимических страданиях. Это картина одна из самых прекрасных работ художников галереи на библейскую тему, показывая твердость веры отдельно взятого человека.

Святой Себастьян

Себастьян Святой – это мученик в католическом вероисповедании. В свое время он служил начальником преторианской стражи при императоре Доклетиане, которые преследовали христиан. Когда его двух друзей Маркеллина и Марка за их веру приговорили на смертную казнь, то он не смог сдержаться и выступил в их защиту. Себастьяна в 288 году расстреляли лучники, выполнив приговор.

Как гласит предание, ни одна стрела лучников не смогла его поразить на смерть и вдова Ирина сумела выходить Себастьяна, благодаря чему он стал на ноги и снова предстал перед императором с целью доказать ему истинность христианского учения. Тогда император приказал забить Себастьяна палками до смерти, а его тело выкинуть в канализационный канал в Риме. В средние века Святого Себастьяна считался защитником от смертельных болезней. Его изображение присутствовало на амулетах, точно как и Св. Христофора и служило в качестве «отгонителя злой смерти» (чумы). Именно поэтому. Его изображением можно увидеть на алтарных картинах рядом с другими избавителями от эпидемий – Св. Дамиана, Рохи, Космы. Принято считать, что свою мученическую смерть он встретить в Риме на Палатинском холме, а тело его было тайно захоронено за стенами города у Аппиевой дороги . Именно поэтому, катакомбы, которые находятся с правой стороны этой дороги, получили название Св. Себастьяна.

В IV веке, над местом его предполагаемого захоронения была возведена часовня, а уже в XVII веке и церковь. Художники средних веков изображали его на картинах привязанного к столбу и лучников, которые были в одеяниях моды средневековья с арбалетами в руках. Особенно часто изображение Св. Себастьяна можно увидеть в работах эпохи Итальянского Возрождения. В свою очередь, еще в средневековые времена мастера кисти пытались изобразить ту жестокость казни, но живописцы кватроченто , используя свою возможность показывать обнаженные тела, изображали его юным, гладким и откровенно эротичным. Особо известными являются две картины на эту тему, которые сотворил падуанский живописец А. Мантеньей. Первый вариант этой композиции хранится в Вене – «антикварный», где особо педантично изображены фрагменты древнеримской скульптуры и архитектуры . По вертикали пилона на греческом зыке помещена надпись «To. Epgon. Toy. Andreoy.», что в переводе - «Это произведение Андреа».

Следующий вариант хранится в Лувре в Париже. В ней можно сильнее ощутить контраст между страдальческим лицом святого и по-античному идеализированным телом, которое будто высечено из мрамора. В Петербургском Эрмитаже можно увидеть еще одно, не менее известное изображение Святого Себастьяна, которое в 1570 году написал Тициан. Этот тициановский шедевр одной из поздних работ выдающегося художника приобрели в Венеции , в собрании Барбариго. В 1850 году она поступила в Эрмитаж. В виду этого ее живопись особенно интересно анализирует в частности и отношение к сюжету, сделанное выдающимся знатоком Д. Н. Бенуа.



Святой Себастьян.
Покровитель
непослушных детей.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: